Куно Фишер (1821-1907) Спиноза (24 ноя 1632-21 фев 1677), его жизнь, сочинения и учение (1906)

Jan 06, 2022 18:11

Книга третья. Учение Спинозы
Глава одиннадцатая. Учение о человеческой воле
III. Ценность аффектов
3. Хорошие и дурные аффекты
...Все печальные аффекты имеют отрицательный характер, они уменьшают наше могущество, угнетают наше самочувствие и потому, как таковые никогда не хороши.Страх есть гнетущее, печальное ощущение, надежда никогда не лишена страха, ибо она никогда не уверена, исполнится ли ее ожидание; поэтому аффекты страха и надежды сами по себе не хороши и могут быть хороши лишь относительно, поскольку они сдерживают гибельное излишество радости и наслаждения.
Сострадание есть скорбное ощущение, оно принадлежит к разряду печальных и бессильных аффектов и потому дурно; оно хорошо, поскольку оно благодетельно и подает помощь; но помочь страждущему и оказать ему добро есть разумное действие, которое не должно быть связано с состраданием; поэтому для благодеяний сострадание не нужно. В качестве печального аффекта, оно дурно, в качестве ненужного аффекта, оно бесполезно. Кто живет и действует в согласии с разумом, тот не нуждается в сострадании, ибо действует из принципа благожелательно и потому может быть лишь угнетен состраданием; поэтому он по мере сил будет оберегаться от такого рода трогательных впечатлений. Здесь мы видим Канта в полном согласии со Спинозой, напротив, Шопенгауэра - в антагонизме к обоим.

...Раскаяние же вдвойне бессильно, ибо к дурному поступку, который уже, как таковой, имеет стесняющий характер, оно присоединяет самобичевание. Поэтому, кто испытывает раскаяние, тот вдвойне жалок. Правда, большинство людей влекомы не разумом, а своими себялюбивыми вожделениями, и потому их поступки дурны. Если бы эти люди были столь же высокомерны, как ни слабы духом, то не было бы ничего, чего бы они боялись, и их дурные свойства не имели бы узды. Поэтому для людей, живущих в сумятице дурных аффектов, эти принижающие ощущения страха, раскаяния, покорности суть благодетельное противоядие, которое обычной человеческой природе скорее полезно, чем вредно. Поэтому пророки, имея в виду общественное благо, проповедовали людям, как добродетели, - покорность, раскаяние, почтительность. Ибо "terret vulgus, nisi metuat!"

Куно Фишер, О добре и зле, Граждане, Понятия, Общество, Страх, Спиноза, Шопенгауэр, Кант, Определения, Управление, Эмоции

Previous post Next post
Up