Куно Фишер (1821-1907) Спиноза (24 ноя 1632-21 фев 1677), его жизнь, сочинения и учение (1906)

Jan 05, 2022 13:39

Книга третья. Учение Спинозы
Глава одиннадцатая. Учение о человеческой воле
I. Разум и воля
2. Воля, как утверждение и отрицание
...Воля есть способность утверждать и отрицать; в этом пункте Спиноза сходится с Декартом. Но истинная идея есть непосредственно утверждение себя самой и отрицание своей противоположности, она освещает одновременно и себя, и заблуждение. Знание, что сумма углов треугольника равна двум прямым, есть вместе с тем утверждение этой истины; невозможно иметь это знание и отрицать его, или иметь его и воздерживаться от суждения: усматривать истину и утверждать ее есть одно и то же. Каждая идея есть действие духа, определенный акт мышления, заключающий в себе, как таковой, утверждение и отрицание. Но воля есть не что иное, как способность утверждать и отрицать; поэтому акт познания включает в себя волю; наша воля, совершенно так же, как наше познание, тождественна с разумом.
Здесь следуют положения, в которых Спиноза объясняет понятие воли: "В духе нет абсолютной или свободной воли, напротив, дух определяется к тому или иному хотению причиной, которая в свою очередь определена другой, которая опять-таки зависит от другой, и так далее до бесконечности". "В духе нет иного волевого акта иного утверждения и отрицания, кроме тех, которые заключает в себе идея, поскольку она есть идея. "Воля и разум суть одно и то же. Воля и разум суть не что иное, как отдельные волевые акты и идеи. Но так как отдельный волевой акт и идея суть одно и то же, то и воля и разум суть одно и то же".

3. Детерминированная воля
Нет всеобщей воли, как нет и вообще никаких родовых понятий. Всеобщая воля относится к отдельным волевым актам, как человечество к Петру и Павлу, т. е. как смутное, созданное нашим воображением представление к природе вещей. Действительная воля есть данное определенное отдельное требование, которое всегда точно обусловлено определенной причиной; наше незнание последней приводит к тому, что мы считаем нашу волю недетерминированной и наше требование свободным. "Так дитя мнит, что оно свободно жаждет молоко, гневный юноша мнит, что свободно ищет мщения, а боязливый - что свободно ищет бегства; пьяный полагает, что он совершенно свободно ведет речи, от которых он в трезвом виде предпочел бы воздержаться; точно так же горячечные больные, болтуны и юноши говорят, как они полагают, добровольно, тогда как они просто не могут удержаться от стремления дать волю языку; и, таким образом, как опыт, так и разум учат, что люди только потому считают себя свободными, что, хорошо зная свои действия, они не знают определяющих их причин".

Куно Фишер, Мышление, Понятия, Воля, Разум, Спиноза, Определения, Свобода

Previous post Next post
Up