Книга третья. Учение Спинозы
Глава одиннадцатая. Учение о человеческой воле
I. Разум и воля
2. Воля, как утверждение и отрицание
...Воля есть способность утверждать и отрицать; в этом пункте Спиноза сходится с Декартом. Но истинная идея есть непосредственно утверждение себя самой и отрицание своей противоположности, она освещает одновременно и себя, и заблуждение. Знание, что сумма углов треугольника равна двум прямым, есть вместе с тем утверждение этой истины;
невозможно иметь это знание и отрицать его, или иметь его и воздерживаться от суждения: усматривать истину и утверждать ее есть одно и то же. Каждая идея есть действие духа, определенный акт мышления, заключающий в себе, как таковой, утверждение и отрицание. Но воля есть не что иное, как способность утверждать и отрицать; поэтому акт познания включает в себя волю; наша воля, совершенно так же, как наше познание, тождественна с разумом.
Здесь следуют положения, в которых Спиноза объясняет понятие воли: "В духе нет абсолютной или свободной воли, напротив, дух определяется к тому или иному хотению причиной, которая в свою очередь определена другой, которая опять-таки зависит от другой, и так далее до бесконечности". "В духе нет иного волевого акта иного утверждения и отрицания, кроме тех, которые заключает в себе идея, поскольку она есть идея. "Воля и разум суть одно и то же. Воля и разум суть не что иное, как отдельные волевые акты и идеи. Но так как отдельный волевой акт и идея суть одно и то же, то и воля и разум суть одно и то же".
3. Детерминированная воля
Нет всеобщей воли, как нет и вообще никаких родовых понятий. Всеобщая воля относится к отдельным волевым актам, как человечество к Петру и Павлу, т. е. как смутное, созданное нашим воображением представление к природе вещей. Действительная воля есть данное определенное отдельное требование, которое всегда точно обусловлено определенной причиной; наше незнание последней приводит к тому, что мы считаем нашу волю недетерминированной и наше требование свободным. "Так дитя мнит, что оно свободно жаждет молоко, гневный юноша мнит, что свободно ищет мщения, а боязливый - что свободно ищет бегства; пьяный полагает, что он совершенно свободно ведет речи, от которых он в трезвом виде предпочел бы воздержаться; точно так же горячечные больные, болтуны и юноши говорят, как они полагают, добровольно, тогда как они просто не могут удержаться от стремления дать волю языку; и, таким образом, как опыт, так и разум учат, что люди только потому считают себя свободными, что, хорошо зная свои действия, они не знают определяющих их причин".