Книга первая. Жизнь и сочинения Декарта
Глава четвертая. Третий период жизни (1629-1650). Время творчества.
II. Духовная жизнь в Нидерландах
3. Пфальцграфиня Елизавета
...То обстоятельство, что эти три члена Пфальцского дома благосклонно относились к трем величайшим философам века, возвысило их славу в потомстве: Карл Людвиг, отличавшийся широкой терпимостью, звал Спинозу в Гейдельберг, София и ее дочь избрали Лейбница в качестве доверенного советника, Елизавета была прилежной ученицей и другом Декарта.
...Елизавета посылает ему книгу Макиавелли «О князе» со своими пометками и желает иметь также его замечания (осень 1646 года).
Достойно удивления, что Декарт только на шестом десятке впервые знакомится с этой книгой благодаря своей ученице.
...В «звезде Утрехта» просвещенная и полная возвышенных стремлений Елизавета видела лучезарный образ; она познакомилась с Шюрман и находилась с ней некоторое время в дружеской переписке. В это время вышли в свет первые сочинения Декарта (1637), которыми увлекалась девятнадцатилетняя принцесса: она прочла сочинение о методе и попытке его применения к математике и физике и пожелала познакомиться с человеком, учение и метод которого настолько захватили ее своей глубиной и ясностью, что все предшествовавшее казалось ей ничтожным. Она находилась в исключительно благоприятных условиях в том отношении, что одинаково хорошо могла понять и оценить и математика, и метафизика. Отныне уже «звезда Утрехта» меркнет перед звездой Декарта. Елизавета добивается страстно желанного знакомства с Декартом (1640), ответившим всем сердцем на поклонение молодой принцессы; Декарт становится ее учителем и до конца своей жизни другом, быть может самым верным из всех, которых она когда-либо имела. Чтобы быть ближе к ней, Декарт весной 1641 года избирает своим местожительством замок Эндегест близ Лейдена: он посвящает ей свое главное произведение «Принципы философии» (1644); в утешение ей в дни ее душевных и физических страданий он (весной 1645 года) пишет письма о человеческом счастье, поясняющие книги Сенеки de vita beata, составляющие часть учения Декарта о нравственности и обусловливавшие появление его последнего, им же самим изданного сочинения «О страстях души», которое он написал зимой 1646 года и с которым тотчас же познакомил свою царственную подругу.
...В том же году, в котором Елизавета получила это посвящение, Шюрман написала ей письмо, в котором ясно выразилась ее недоброжелательность по отношению к Декарту. Она признается в своем преклонении перед учителями церкви, не желающими быть новаторами, но идущими скромно по пути, освещенному Августином и Аристотелем, этими двумя величайшими светилами науки о Божественных и человеческих вещах, которых никто не мог затмить, несмотря на то, что их яркий свет старались заслонить мрачные тучи и хаос заблуждений.
...Среди общин, вызванных к жизни всеобщим религиозным пробуждением этого века, создавшего целый ряд многообразных форм, ни одна не возбуждала в Елизавете большего интереса, чем квакеры; из квакеров же самое сильное впечатление производил на нее Уильям Пенн, впоследствии основатель и законодатель Пенсильвании. Пени дважды был в аббатстве Герфорд. В своем сочинении «No cross, no crown», которое он написал еще в Европе, прежде чем переселился в Америку для выполнения своей великой миссии (1682), он посвятил один отдел памяти принцессы Елизаветы, думая о незабвенных для него последних ее словах, когда она прощалась с ним в Герфорде: «Помните обо мне, которая живет так далеко от Вас и более не увидит Вас. Я благодарю Вас за это прекрасное время и уверена, что, несмотря на многообразные соблазны, которые создает мне мое положение, моя душа все-таки будет ощущать сильнейшее стремление только к истинно доброму». Принцесса, как это явствует из ее писем к Пенну, прекрасно чувствовала, что в ее природе есть нечто такое, что остается чуждым как лабадизму, так и квакерству.
Глава пятая. В. Создание и выпуск в свет произведений
I. Сочинение по космологии
1. Его план
...«Размышления» в их первоначальном виде были закончены 18 декабря 1629 года во Франекере, и этим было положено основание новому объяснению вещей, исходящему из простейших и самых достоверных принципов, открытых методическим мышлением. Первым открытием Декарта был метод; на пути к методу он нашел и принципы, вызвавшие к жизни и обосновавшие новое познание мира. Если бы он хотел разрабатывать и выпускать свои сочинения, следуя ходу своих идей, то первым должно было быть учение о методе, вторым - учение о принципах, или метафизика, третьим - космология, учение о природе и человеке.
...Все его мысли с давних пор были направлены на решение вопроса, по какому безошибочному критерию можно отличить истину от заблуждения, правильное представление от ложного, действительность от воображения.