Книга первая. Жизнь и сочинения Декарта
Глава третья.
В. Путешествия и вторичное пребывание в Париже (1621-1628)
Как раз в то время, когда Декарт покидал впервые Францию, Людовик ХIII освободился от материнской опеки и находился под влиянием своего любимца*; когда Декарт вернулся в Париж, господство фаворита уже миновало, и рядом со слабым королем возвысился замечательный политик, действительно имевший призвание управлять государством.
Годом ранее Ришелье был сделан кардиналом, спустя два года он вступил, благодаря возобновившемуся влиянию королевы-матери, в государственный совет и вскоре сделался первым министром, а в действительности полновластным правителем. Его политика не терпела внутри Франции никакой силы, противостоящей или угрожающей королевской власти, и требовала в связи с этим подчинения и разоружения протестантов и их укрепленных пунктов, самым важным из которых была Ла Рошель. Город предполагалось взять измором, а потому его надо было осадить так, чтобы сделать невозможными всякий подвоз и помощь. Благодаря положению города фортификационное искусство встретилось при осаде с величайшими трудностями, и так как оно преодолело их, то осада Ла Рошели является одной из замечательных страниц военной истории. Множество любопытных устремилось сюда, чтобы посмотреть на все, созданное военным искусством, - и в числе их Декарт, вознаградивший себя под Ла Рошелью за утраченное парижское уединение. Его друг Дезарг работал у осадных машин в качестве инженера и впервые познакомил Декарта с Ришелье. Король сам присутствовал при осаде, и это заставило дворян, привлеченных любопытством, не ограничиваться ролью праздных зрителей. Когда король предпринял рекогносцировку английского флота, тщетно пытавшегося помочь осажденным, и вступил впоследствии в добровольно сдавшийся город, Декарт также находился в его свите.
* Имеется в виду Люин, ставший после убийства фаворита Марии Медичи Кончини, главой правительства Людовика XIII.
Глава четвертая. Третий период жизни (1629-1650). Время творчества.
А. Пребывание в Нидерландах
I. «Голландское затворничество»
...Для того, чтобы с полной свободой отдаться своему труду, Декарт нуждался в благоприятном климате и полном уединении: он не имел этого во Франции и в Париже, но обрел и то, и другое в Голландии, куда отправился в начале 1629 года, ровно десять лет спустя после того, как покинул Бреду. С величайшей осторожностью он избегает всяких внешних помех. Со своей семьей он простился письменно и только ближайшим друзьям в Париже сделал прощальные визиты. Аббат Пико берет на себя заботу о его материальных делах, Мерсенн - о литературных, и именно через его руки направляются все письма, которые Декарт пишет во Францию и получает оттуда. Надоедливое любопытство не должно знать, где он живет. Он скрывает свое местопребывание даже фальшивыми датами, часто меняет его и предпочитает захолустье: пригороды, деревни, отдаленные загородные виллы. Равным образом и в Голландии имел он для своей корреспонденции в различных местах агентов в лице друзей, пересылавших адресованные ему письма, как, например, Бекмана в Дордрехте, Блёмаерта в Гаарлеме, Рейниера в Амстердаме, Гоогланда в Лейдене. Он живет в своем отшельничестве кочевником, «как иудеи в Аравийской пустыне». В течение двадцати лет, проведенных в Голландии (1629-1649), он переменил двадцать четыре раза свое местожительство и жил в тридцати различных местах: назову Амстердам, Франекер, Девентер, Утрехт, Амерсфорт, Леуварден, аббатство Эгмонд у Алькмаара, Эгмонд ван Гуф Гардервийк у Зюдерзее, Лейден и замок Эндегест близ Лейдена.
...«Я гуляю ежедневно в самой сутолоке большой толпы народа так свободно и спокойно, как Вы в своих аллеях; я рассматриваю людей, движущихся вокруг меня, как деревья в Ваших лесах и зверей в Ваших лугах, даже шум от их сутолоки так же мало прерывает мои мечты, как журчание ручья. С тем же удовольствием, с каким Вы смотрите на крестьян, пашущих свои поля, я гляжу здесь, как работа всех этих людей направлена к тому, чтобы красивее и приятнее устроить место, в котором я живу».
...Прибавим к этим письменным свидетельствам еще одно, относящееся к началу «Размышлений», к одному из первых вариантов, написанных Декартом в уединенном замке города Франекера: «Настоящее мне благоприятствует; мой дух свободен от всех забот, мой досуг не смущает ничто; я живу одиноко и отдался с полной серьезностью и полной духовной свободой своей задаче, требующей прежде всего самого полного и коренного ниспровержения моих до сего дня удерживаемых убеждений».