Куно Фишер (1821-1907) Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): его жизнь, сочинения и учение (1898)

Sep 27, 2021 17:00


Книга третья. От Лейбница к Канту
Глава первая. Характеристика и критика лейбницевского учения
1. Система идеалистического натурализма
1.1. Расчленение системы
Теперь, когда мы закончили изложение системы, прежде чем приступить к ее критическому разбору, необходимо возобновить в памяти общий очерк всего учения и определить его характер.

1. Основным понятием, вытекающим из рассмотрения явлений движения и непосредственно достоверным для нашего внутреннего опыта, является понятие силы, которую следует понимать как единицу силы, или монаду, причем так как последняя самодеятельна, то монад существует бесчисленное множество. Каждая из них есть как активная, так и пассивная, или ограниченная, сила, как формующая, так и образующая пространство и порождающая материю, как душа, так и тело; каждая из них как одушевленное тело есть живая машина и, как таковая, есть индивидуум, который развивается и потому является эволюционирующей, или целедейственной, т. е. представляющей и стремящейся, силой. То, что она представляет, есть ее собственная сущность в отличие от всех остальных, почему каждая монада должна представлять не только сама себя, но и всех других, т. е. мир: каждая монада есть представление, или микрокосм.
Таково учение о принципах рассматриваемой нами системы, или лейбинцевская метафизика.

...3. Мировая гармония состоит в непрерывном восходящем порядке представляющих сил, в которых мы различаем главным образом смутное, ясное и отчетливое представление. Смутному представлению соответствует слепая образующая сила, ясному - способная к восприятию впечатлений, или ощущающая, отчетливому - способная к познанию, или мыслящая. Эта последняя составляет сущность духа, который представляет и стремится сознательно, т. е. познает и хочет или обладает способностью ума и воли и развивает их.

Куно Фишер, Эволюция мышления, О непонятном, Лейбниц

Previous post Next post
Up