ЛУКРЕЦИЙ (по лат. Titus Lucretius Carus) - был одним из величайших поэтов своего времени... Никогда ни один человек не отрицал так смело божественное провидение, как этот поэт, и тем не менее он признавал нечто, чему дocтaвляeт удовольствие унижать человеческое величие...
...Я давно уже удивляюсь, что ни Эпикур, ни какой-либо из его последователей не обратили внимания на то, что атомы, образующие нос, два глаза, многочисленные нервы, мозг, отнюдь не превосходят атомы, которые образуют камень, и что, таким образом, весьма нелепо предполагать, что всякое скопление атомов, которое не является ни человеком, ни животным, лишено способности познавать. Как только начинают отрицать, что душа человеческая отличается от материи своей субстанцией, начинают рассуждать по-детски, если не предполагают, что вся Вселенная одушевлена, что повсюду есть различного рода мыслящие существа и среди них есть такие, которые ниже людей, и такие, которые их превосходят.
При этом предположении растения, камни - мыслящие субстанции. Совсем не является необходимым, чтобы они ощущали краски, звуки, запахи и т. п., но необходимо,, чтобы у них была какая-то другая способность познания. И как они были бы смешны, если бы отрицали, что существуют люди, причиняющие им много зла, вырывающие их с корнем из земли, ломающие их,- были бы смешны, говорю я, отрицая это под тем предлогом, что они не видят рук и топора, которые их обижают; точно так же очень смешны эпикурейцы, отрицающие, что в воздухе или еще где-либо есть существа, которые познают нас, которые причиняют нам то зло, то добро, а иные из которых склонны только к тому, чтобы губить нас. Эпикурейцы, говорю я, очень смешны, отрицая все это под тем предлогом, что мы не видим таких существ. У них нет никаких достаточных оснований для отрицания колдовства магии, привидений, лемуров, домовых и других существ той же породы. Тем, кто верит в то, что душа человека отлична от материи, более подходит отрицать все это. Все же я не знаю, в силу какого выверта ума те, кто считает, что душа человеческая телесна, первыми отрицают существование демонов...
...Посмотрите на этого негодяя, бродягу и лентяя, он упал с третьего этажа и не причинил себе никакого вреда. Потомок знатного рода, единственный сын, порядочный человек, случись с ним такое, в лучшем случае переломал бы себе все кости. Все мои читатели согласятся, что можно всюду слышать подобные жалобы и что столь же верно то часто высказываемое утверждение, согласно которому обычные пожелания смерти злому человеку обладают особым свойством удлинять его жизнь. Это было бы легко объяснить гипотезой о завистливых и злобных божествах, в существование которых верили язычники. Хорошая теология может основательно рассуждать об этом, но что же мог сказать Лукреций?