Часть вторая. Книга четвертая. Критика кантовской философии
Глава третья. Кантовская философия как учение о развитии
III. Телеологическое мировоззрение
2. Развитие мира как телеологическое явление
...Если мы сравним явление, как объект познания, с явлением, как состоянием развития, то различие заключается в представлении внутренней целесообразности, которое исключается в первом и предполагается во втором.
...Но по учению нашего философа существует только одно время и одно пространство, а потому также и один чувственный мир или одна общая связь всех явлений. Если же некоторые из явлений действительно совершаются согласно целям, другие должны мыслиться как целесообразные, то не может быть таких явлений, которые были бы совершенно бесцельны.
...Цели суть внутренние причины, материя же пространственна и как пространство несет всецело внешний характер, в ней все находится одно вне другого и во внешних отношениях одно к другому, поэтому в ней нет никаких познаваемых внутренних причин. Это относится к внешним явлениям вообще, следовательно, ко всем телам, также и к органическим, которые вынуждают нас судить о них, как о целесообразных, только потому, что они сами формируются, создаются и размножаются, т. е. потому, что они развиваются.
3. Развитие мира как явление вещей в себе
...Если свобода есть высший закон нашего разума и в качестве такового лежит в основании нашего познания, законам которого (законам рассудка) подчинен чувственный мир, то мы должны представлять себе свободу и в явлениях, а явление в своей свободе есть красота. Шиллер не мог более метко и энергично выразить свою кантовскую точку зрения, а равно и дальнейшие свои шаги в этом направлении, чем он это сделал в нескольких словах, в одном из тех писем к Кернеру, которые отражают его основные эстетические идеи со всею их непосредственной свежестью. Они свидетельствуют о том глубоком понимании критической философии, которым он обладал. "Несомненно, ни одним смертным не было сказано более великих слов, чем эти слова Канта, которые составляют содержание всей его философии: "определи себя из себя самого", равно как в области теоретической философии: "природа подчинена законам рассудка". Эта великая идея самоопределения сквозит в известных явлениях природы, и их мы называем красотой".