Всемирная история (1955-1965) АН СССР Том X. (1965)

Aug 01, 2021 11:03


Глава VII. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны
...С 1941 по 1944 г. из оккупированных районов Советского Союза было угнано в Германию около 5 млн. человек.
Насильственный угон населения в Германию имел своей целью, однако, не только обеспечение гитлеровской военной машины рабочей силой. Это было также средством борьбы против патриотического антифашистского движения. Гитлеровцы рассчитывали, что угоном наиболее деятельной и активной части населения они обескровят советский народ, ослабят его волю к сопротивлению, уничтожат почву, которая питает партизанские отряды. Однако гнев народа и ненависть его к оккупантам не затухали, а, наоборот, разгорались все больше. Пытаясь подавить сопротивление народных масс, оккупанты проводили страшные по своей жестокости карательные экспедиции, жертвами которых становилось в основном мирное население. Генеральный комиссар Белоруссии Кубе признавал, что в ходе одной лишь карательной операции было убито около 10 тыс. советских граждан, в том числе «множество местных крестьян» и «очень много женщин и детей». Немецко-фашистские войска сжигали «за связь с партизанами» целые села и расстреливали их жителей.

В дневниках боевых действий подразделений германской армии стали обычными такие записи: «Уничтожено 17 дворов и расстреляно 19 мужчин, 22 женщины и 41 ребенок»; «Расстрелян 1 мужчина, 1 женщина и 4 детей, бродивших... в лесу и отказавшихся дать какие-либо показания».

...Тяжелые страдания выпали на долю тех советских граждан, которые жили в прифронтовой полосе оккупированных районов. В страхе перед партизанами здесь проводилась с обычной для гитлеровцев жестокостью насильственная эвакуация мирных жителей. Многие из них загонялись в наскоро оборудованные концентрационные лагеря, где они содержались под открытым небом в любое время года и в любую погоду. Здесь умирали от голода и болезней тысячи людей - мужчин, женщин и детей. Насильственная эвакуация применялась особенно жестоко перед отступлением немецко-фашистских войск под ударами Красной Армии. Летом 1943 г. Гиммлер потребовал от военного командования, чтобы на покинутой территории не оставалось «ни одного человека, ни одной головы скота, ни одного центнера зерна, ни одной железнодорожной линии, ни одного дома...». Осуществляя тактику «выжженной земли», немецко-фашистские армии разрушили такие культурные и промышленные центры, как Киев, Одесса, Ростов-на-Дону, Новгород, Харьков, Смоленск, Минск и многие другие. Они уничтожали уникальные архитектурные памятники, сносили с лица земли школы, больницы, театры, высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения.

...В 1942-1943 гг. активизировались украинские буржуазные националисты, объявившие себя врагами «Москвы и Берлина». В действительности же националисты были тесно связаны с гитлеровцами и выполняли их задания. Банды националистов действовали главным образом в областях Западной Украины и по приказу оккупантов нападали на советских партизан. С весны 1943 г. они развернули кровавый террор против польского населения.

...В конце 1942 - начале 1943 г. самолеты доставили в тыл врага 700 человек и около 1000 т грузов, вывезли в советский тыл 1500 раненых и больных партизан. Большое количество снаряжения партизанам доставили обозы через разрывы в линии фронта. Северо-Западная группа Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии за март - сентябрь 1942 г. переправила через линию фронта более 20 отрядов, более 160 организаторских и диверсионных групп, более 11 тыс. винтовок, 6 тыс. автоматов, 1 тыс. пулеметов, около 5 млн. патронов, 60 т тола и другое снаряжение. Основная масса людей и грузов была переброшена через «Суражские ворота», удерживаемые 1-й Белорусской партизанской бригадой во главе с М. Ф. Шмыревым

...Успешному решению железнодорожным транспортом военно-хозяйственных задач в 1942 г. во многом способствовало скоростное восстановление поврежденных и ввод в действие новых линий и подъездных путей. Только с января по апрель под Москвой было восстановлено более 4 тыс. км путей. Были построены Северо-Печорская железная дорога, участки Свияжск - Ульяновск, Камышин - Сталинград, Ахтуба - Причальная. За эти три месяца была сооружена линия вдоль правого берега Волги Саратов - Иловля. Введение в строй этой линии позволило резко увеличить подвоз войск и боевой техники в район боев. Всего за год было сдано в эксплуатацию 3145 км новых железнодорожных линий.

...Несмотря на все усилия немецко-фашистской авиации прервать продвижение поездов к фронту, размеры воинских перевозок продолжали непрерывно нарастать. В июне 1943 г. - решающем месяце подготовки к сражению на Курской дуге -по железным дорогам Советского Союза проследовало на 1339 грузовых поездов больше, чем в мае. Труженики транспорта сумели снабдить фронт на Курской дуге всем необходимым. Для обеспечения Курской битвы они поставили воинам Красной Армии около 540 тыс. вагонов с воинскими грузами, что намного превысило размеры перевозок во время битв под Москвой и на Волге.

Всемирная история (1955-1965), Немцы, Организация, Великая Отечественная война 1941–1945

Previous post Next post
Up