Куно Фишер (1821-1907) Иммануил Кант и его учение - СПб. 1906

Jul 28, 2021 11:20


Часть вторая. Книга третья. Критика способности суждения
Глава шестая. Диалектика телеологической способности суждения
III. Обоснование телеологии
3. Особенность человеческого или дискурсивного рассудка
...Так как наш рассудок не созерцает понятия, то он должен идти от своих понятий к созерцаниям или от общего к частному, и так как последнее не содержится в первом и, следовательно, не может быть из него выведено, то он должен устанавливать связь между тем и другим синтетически, пользуясь способностью суждения. Он должен сравнивать и обобщать созерцания, чтобы образовать понятия, он должен сравнивать их с этими понятиями, чтобы образовать суждения, он должен применять правильно свои первоначальные понятия, т. е. категории, к явлениям и представлять последние посредством первых, чтобы достигнуть общезначимых познавательных суждений.

То, чего он не в состоянии познать этим путем, остается для него непознаваемым, тогда как интуитивному рассудку все уясняется сразу: поэтому человеческий рассудок не интуитивен, а "дискурсивен".

...Поэтому если такой рассудок принужден признать целое, как производящее основание (свойств и характера действия) частей, это предшествующее частям целое никогда не может быть реальным, а лишь идеальным, т. е. понятием или идеей целого. Теперь представление целого имеет значение причины, а реальное целое - следствия. Но если причина определяется представлением следствия, то последнее преследуется как цель, а первое проявляется целедеятельно. Так под влиянием условий нашего дискурсивного рассудка необходимо возникает созерцание такого рода, которое кладет в основу органических тел целедеятельные причины и в соответствии с этим судит о них телеологически. Но так как цель никогда не может быть объектом нашего внешнего созерцания, то и телеологическое рассмотрение - дело не определяющей, а рефлектирующей способности суждения.

Реальность, Куно Фишер, Мышление, Кант, Механизмы познания, О непонятном

Previous post Next post
Up