Поль Мишель Фуко (1926-1984) Интеллектуалы и власть - М.: Праксис, 2006

Jul 04, 2021 12:56


Часть 3. Избранные политические статьи, выступления и интервью
Рождение социальной медицины
(Вторая лекция, прочитанная в рамках курса социальной медицины в университете штата Рио-де-Жанейро, октябрь 1974).
...Так почему же на протяжении XVIII в. не вставала проблема бедных как источника медицинской опасности? По многочисленным причинам. Одна из них - количественного порядка: количество бедных в городах было недостаточно значительным, и потому нищета не представляла собой реальную опасность.

Но была и еще одна, более важная, причина: бедность в городах была важным условием городской деятельности. Городские бедняки фактически выполняли множество полезной работы: они разносили корреспонденцию, убирали мусор, уносили подержанную мебель и одежду, ветхие тряпки, а затем все это раздавали или перепродавали и т. д. Тем самым они составляли неотъемлемую часть городской жизни. В те годы у домов не было номеров, и почтовой службы тоже не существовало; никто лучше нищих не знал город и все его закоулки; они исполняли целый ряд основополагающих городских функций, например, носили воду и убирали мусор.
В той степени, в какой бедняки служили такой же неотъемлемой частью городской системы, как и сточные канавы и канализация, они выполняли неоспоримую функцию, и не было оснований считать их опасными. На том уровне, где они располагались, они были, скорее, полезными. А вот начиная со второй трети XIX в. проблема нищеты становится угрожающей и опасной.

...С эпидемией холеры 1832 г., начавшейся в Париже и впоследствии распространившейся по всей Европе, возникло множество политических и санитарных фобий, которые внушало пролетарское или плебейское население.
Начиная с этой эпохи, городское пространство разделили на богатые и бедные районы. Тогда стали считать, что совместное проживание богатых и бедных в недифференцированной городской среде является санитарной и политической опасностью для города. С этих-то пор начинается учреждение бедных и богатых кварталов. В те годы политическая власть начала вмешиваться в право на собственность и в право на частное жилище. При Второй империи началось значительное переустройство городской зоны Парижа.

...и главным образом у Джона Саймона, который завершил создание медицинского законодательства учреждением правительственной службы, отвечавшей не за медицинское обслуживание, но за медицинский контроль над населением. Речь идет о системах Health Service [Служба здоровья] и Health Office [Бюро здоровья], которые возникли в Англии в 1875 г.; численность их персонала к концу XIX в. оценивалась в тысячу человек. Их функции были следующими:
- контроль над вакцинацией, обязывающий население делать себе прививки;
- организация регистра эпидемий и болезней, способных перерасти в эпидемии, что сделало обязательным объявления об опасных болезнях;
- локализация опасных для здоровья мест и при необходимости - ликвидация этих очагов нездоровья.

...В противоположность этому, целью религиозных диссидентов XIX в. было бороться с медикализацией, отстаивать право на жизнь, право болеть «у себя», заботиться о себе и умирать согласно собственному желанию. Это стремление ускользнуть от принудительной медикализации было одной из характеристик таких чрезвычайно внешне активных религиозных групп в конце XIX в.; то же происходит и сегодня.

«Опасный индивид» в судебной психиатрии XIX века
Лекция, прочитанная на симпозиуме «Закон и психиатрия» в Торонто, институт психиатрии Кларка, 24-26 октября 1977 г.
...А в деле супруги Селеста, которая сварила бедро собственной дочери, важным элементом дискуссии был следующий вопрос: произошло ли это во время голода или нет? Была ли обвиняемая бедной или нет, проголодалась ли она или нет? Прокурор сказал: если бы она была богатой, ее могли бы счесть безумной; но она была нищей и проголодалась; сварить бедро с капустой - поведение, диктуемое определенными интересами; значит, она не безумна.

Мишель Фуко, О безумии, Синхронизм, Медицина, Цивилизация унитаза, Управление

Previous post Next post
Up