Часть вторая. Книга первая. Метафизика природы и нравов
Глава шестнадцатая. Естественная история человечества. Различие рас
III. Телеологическое объяснение. (Г. Форстер)
...Таким образом, руководствуясь нашим опытом, мы попадаем при объяснении органических тел в следующую дилемму: мы не можем исключить из рассмотрения этих тел целевые причины и при определении последних волю и интеллигенцию, а последнюю не можем приписать материи или силам природы.
Если для объяснения органических творений мы предположим естественную основную силу или первую причину, то она должна быть либо механической, либо целесообразной и в последнем случае будет либо слепой, либо сознательной. Таким образом мы никак не можем понять происхождения органических существ исключительно из целевых причин, ибо их целесообразное устройство открывается нам эмпирически, а мы не можем объяснить это происхождение целевыми причинами, так как слепая целесообразность не дается нам ни в каком опыте, а интеллигентная или сознательная не дается во внешнем опыте, а только во внутреннем.
Глава семнадцатая. История свободы человечества. - историко-философские сочинения канта
I. Границы мировой истории
1. Начало
Естественная история человечества обращает взор назад, на темное начало человечества, история свободы смотрит вперед, на уясняющуюся цель разума, осуществить которую предназначено человечеству в силу его моральных задатков. Две границы истории свободы суть начало и цель морального развития. В статье "Вероятное начало истории человечества" (1786) Кант определяет первую границу, в сочинении "Идея всеобщей истории с космополитической целью" (1784) он дает определение второй границы.
...Пока господствует инстинкт, человек не имеет иных потребностей кроме тех, которые сама природа ощущает в нем и которые удовлетворяет помимо него. В этом счастливом и безобидном состоянии единения с природой физическое состояние его есть состояние в раю, его моральное состояние есть невинность. Состояние свободы начинается тогда, когда человек выходит из этого естественного состояния и покидает райскую невинность. Это происходит через возвышение собственной воли против закона, данного извне: поэтому первый волевой поступок есть поступок противозаконный, он есть выход из состояния невинности, нравственное падение человека, начало зла. Свобода начинается падением, исходной точкой является зло, за ним следует целая масса несчастия, возникающая со злом и благодаря ему.
2. Конечная цель
...Мировая история есть прогресс в сознании свободы: это гегелевское выражение исходит от Канта. Если мировая история заключается в развитии свободы, то целью ее должно быть свободное состояние людей в целом, справедливость, проведенная в государстве и в жизни народов. Справедливое устройство государства есть по мнению Канта высшее понятие разумного права, основа и условие всех народно-правовых порядков: оно еще не осуществлено, но оно должно быть осуществлено, не насильственным переворотом, но законным путем постепенного развития.
...Но развитие человеческих задатков должно происходить не только инстинктивно, но и в полном согласии с нашим существом, разумно и с пониманием: поэтому для достижения мировой цели необходимы моральное настроение и моральное познание, а это последнее достигается идеальным или философским рассмотрением истории и обосновывается самостоятельным мышлением, первое условие которого состоит в просвещении. Тут является вопрос, который у Канта непосредственно следует за идеей философии истории, и ответ на который входит в нее; это вопрос: "что такое просвещение?"