И. С. Вевюрко Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли (2013)

Jul 02, 2021 01:37

II. Библейская картина мира в Септуагинте
3. Антропология
3.1. Человеческая природа
б) Смерть и бессмертие
...Специального слова, аналогичного славянскому «воскресение»*, в еврейском языке также не было.
* От глг. «кресати» {возжигать огонь}.
ΘΑΝΑΤΟΣ
...Однако Екклесиаст отнюдь не одинок со своими «скептическими» пассажами на фоне библейской литературы Премудрости. Другие произведения, несомненно проникнутые верой в посмертное воздаяние, в то же время воспроизводят основные черты, присущие структуре и логике книги Еклесиаста.
Эта логика в греческом переводе той же книги описана глаголом κατασκέπτω {осматриваться, обращаться}, который напоминает о терминологии школы скептиков. Герой книги, не случай-но названный «созывателем» или «собирателем» (ἐκκλησιαστής, קוהלת), - при явной сюжетной апелляции к образу царя Соломона как коллекционера мыслей, вещей, животных и людей, а также, может быть, с косвенным указанием на саму смерть как величайшего коллекционера - «дом собрания всех живущих» (Иов 30:23), - в своей мудрости «осматривал кругом» все, что совершается под небом: «Потому что дурное шатание (περισπασμόν πονηρὸν) дал Бог сынам человеческим, чтобы шататься в нем» (Екк 1:13). Последняя фраза в греческом тексте звучит просто как констатация, объясняющая причину, по которой Екклесиаст начал свои поиски; не само искание знания представляется здесь как «злое задание» (רע ענין), а бессмысленность «шатания» человека в круговом движении мира вызывает потребность в поиске истины, результаты которого, впрочем, оказываются тоже безотрадными: прирост мудрости производит прирост знания (πλῆθος γνώσεως)» a прибавляющий знание прибавляет боль (ст. 1:18).

...Кроме и помимо смерти только Бог обладает прерогативой собирать всех.

Вевюрко, О Боге, О смерти, Традиция, Коэлет, О непонятном

Previous post Next post
Up