Изложение, развитие и критика философии Лейбница (1837)
13. Способ взаимной связи и общения между монадами
...ее участие в событиях Вселенной есть участие чтеца; монада присутствует лишь издалека. Но быть свидетелем какого-нибудь обстоятельства лишь издалека, осуществлять это обстоятельство без реального наличия есть представление. Благодаря такому участию монада и не выходит из своих собственных пределов; внутренний покой ее души ничем не нарушается. Словом, она не является одним из действующих лиц, а остается только зрительницей мировой драмы.
И именно в этом основной недостаток монад*.
* Это место, начиная со слов «она не является...», находящееся па стр. 90 немецкого издания, Ленин выписал в свой конспект
...«Между монадами имеется лишь согласованность, а не реальное взаимодействие, поэтому господствующая монада не ограничивает существования других монад... Если говорят, что одна монада мешает другой, то это нужно понимать лишь как представление одной монады о другой... Воздействие субстанции на другую заключается не в том, что она из себя испускает какую-нибудь сущность или нечто реальное и внедряет это в другую субстанцию, как обычно себе представляют люди. Что касается материального мира, то люди правы, объясняя явления чисто механически, посредством истечения и принятия частиц; но материальная масса не есть субстанция... Действие вовне свойственно монаде, поскольку она есть нечто совершенное. Но монада действует, если у нее есть отчетливое представление; она страдательна, если ее представления смутны. Совершенство монады но сравнению с другой заключается лишь в том, что мы в ней находим основания, согласно которым мы можем объяснить процессы в другой монаде, и лишь постольку, поскольку мы находим основания, мы утверждаем, что монада воздействует на другую... Поэтому действия и страдательные состояния монад отличаются взаимностью. Та же самая монада активна, поскольку то, что мы в ней познаем отчетливо, служит основанием к объяснению процессов другой монады; она пассивна постольку, поскольку в том, что познается в другой монаде отчетливо, мы усматриваем причину объяснения происходящих в ней процессов».
ну да ну да... если ты не понимаешь, то ты понятен... как там было? что-то вроде - игру всерьез воспринимают только игрушки...