Часть вторая. Книга первая. Метафизика природы и нравов
Глава девятая. Высшее благо и примат практического разума. Моральные постулаты и вера разума. Учение о методе в практическом разуме
I. Понятие высшего блага
3. Примат практического разума
...Окончательный вывод будет таков: рассудок и воля не суть способности равноправные и координированные, они находятся взаимно в отношении господства и зависимости, но не так, как думали догматические метафизики, что рассудок делает волю и направляет ее, а так, что воля лежит в основе рассудка и господствует над его законом.
II. Постулаты практического разума
3. Вера разума
...Поэтому когда Виценманн возражал философу критицисту, что потребность в каком-нибудь объекте не может обосновать убеждение в действительности этого объекта, то он был прав по отношению ко всем потребностям различных склонностей, а Кант был прав, когда он выделял отсюда свои постулаты: они суть потребности не склонности, а разума. Как всеобщ и необходим сам разум, так же всеобщи и необходимы его потребности и постулаты, на них основывающиеся. По смыслу критической философии под объективной реальностью мы понимаем не что иное, как необходимое и всеобщее значение. В этом смысле постулаты практического разума требуют объективной реальности.
как там было у Лейбница? материя есть взаимовосприятие монад? «Смесь смутных представлений - вот что представляют собой чувства, вот что такое материя»