Часть вторая. Книга первая. Метафизика природы и нравов
Глава седьмая. Проблема человеческой свободы. Механизм природы и причинность Бога
II. Разрешение проблемы; возможность человеческой свободы
2. Совесть
...Факт существования совести принимается Кантом, как аргумент в его учении об интеллигибельном характере. "С этим вполне совпадают судебные вердикты той удивительной способности в нас, которую мы называем совестью. Человек может сколько ему угодно хитрить для того, чтобы то противозаконное действие, о котором он вспоминает, представить себе, как непреднамеренный недосмотр, как простую неосторожность, которой никогда нельзя избежать вполне, т. е. представить его себе, как нечто такое, во что он был вовлечен потоком естественной необходимости и признать себя невиновным в данном случае; но все-таки оказывается, что адвокат, который говорит в его пользу, отнюдь не может заставить замолчать в нем его обвинителя, если только он сознает, что он был в сознании в то время, как он поступал неправильно, т. е. что он мог пользоваться своею свободой.
Правда, он объясняет себе свой поступок из той или другой дурной привычки, возникшей из небрежности и недостаточной внимательности к себе самому, и смотрит на это, как на естественное следствие этой привычки; но и в этом случае он не может спасти себя от самопорицания и упреков себе. На этом основывается и раскаяние по поводу давно совершенного деяния при каждом воспоминании о нем, то болезненное ощущение, произведенное моральным настроением, которое постольку пусто в практическом отношении, что "не может сделать бывшее небывшим", - "но которое вполне правомерно, ибо разум, раз дело идет о законе нашего интеллигибельного существования (о моральном законе), не признает никакого различия во времени, а спрашивает лишь о том, принадлежит ли это событие мне, как деяние, и в последнем случае всегда морально соединяет с ним это ощущение, произошло ли событие теперь или давным-давно".
...Итак, что вполне детерминируют наши поступки, так это настроение мыслей, которое выражается различно в зависимости от перемены состояний и отношений, но которое в корне остается тождественным. Способно ли это настроение к полному изменению, это должно быть исследовано не здесь, а в учении о религии, где мы вернемся еще раз к вопросу об интеллигибельном и эмпирическом характерах.
...Без свободы или интеллигибельного характера и не было бы совести, но без необходимости наших поступков в силу эмпирического характера ее тоже не было бы.
III. Реальность свободы
...Свобода непознаваема, но она мыслима. Мы не говорим: "мы свободны", - но "мы считаем себя свободными и поступаем согласно идей свободы". Мы должны теперь сделать один шаг вперед и объявить: свобода не только мыслима, но мы должны мыслить ее, как собственную нашу способность. Если существует факт, возможный только при единственном условии, то само это условие есть факт доказанный. В нас существует нравственный закон, категорический императив, который принимает всякий: закон этот есть факт разума. Без способности свободы он был бы невозможен. Насколько уверенно мы признаем факт нравственного закона, столь же уверенно должны мы признать и необходимое его условие, способность свободы, как нечто, нам свойственное.