И. С. Вевюрко Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли (2013)

Jun 08, 2021 21:23

Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли (2013)
II. Библейская картина мира в Септуагинте
1. Теология
1.1. Сущий и творение из ничего
...Община в Междуречье заслуженно признавалась самой древней, потому что после переселения иудеев при Навуходоносоре и до возвращения переселенцев при Ксерксе религия и обычаи на земле Израиля пребывали в упадке, а оставшиеся там евреи смешались с язычниками. Благодаря своей древности, вавилонская община славилась также определенным консерватизмом; оттуда выходили крупнейшие учители: Шемайя и Автолион - потомки ассирийского царя Сенаххериба, Гиллель и др.Однако все это не гарантировало богословские взгляды от проникновения в них определенных идей «халдейской мудрости», тем паче, что сам праотец еврейского народа был халдеем и, как сказывали, успел обучиться на родине звездочетству и другим наукам. Естественный обмен идеями мог идти здесь таким же путем, как и в трудах Филона Александрийского, т.е. на основе теории «воровства язычников», которые, согласно этому взгляду, не по праву владеют тем, что принадлежало предкам избранного народа. Отсюда возможность проникновения в библейскую веру, которая изначально не задается вопросом о первоматерии творения, концепции предсуществования субстрата.

примечания
Хотя Парменид использует местами также термин οὐκ ἐὸν {не сущее}, оно для него все-таки не антитеза ἐὸν {сущего}, а скорее служит обозначением для класса объектов, о которых сказывается, что их «нет». Поэтому в своей знаменитой формуле бытию он противопоставляет не небытие, как обычно переводят, а именно μηδείς, {ничто из [существующего]}, т.е., в сущности, пустое множество понятий.

Вевюрко, Причины, Парменид, Традиция

Previous post Next post
Up