Поль Мишель Фуко (1926-1984) Безопасность, Территория, Население С-Пб. «Наука» 2011

May 25, 2021 13:53


Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году
Лекция от 29 марта 1978 г.
Вторая технологическая система нового искусства управлять согласно государственному интересу: полиция. Традиционные значения слова до XVI в. Его новое значение в XVII--XVIII вв.: расчет и техника, позволяющие обеспечивать правильное использование сил государства. - Тройственное отношение между системой европейского равновесия и полицией. - Различие положения дел в Италии, Германии, Франции. - Тюрке де Майерн. Аристодемократическая монархия. - Контроль за деятельностью людей как основополагающий элемент силы государства. - Объекты полиции: (1) численность граждан: (2) жизненные потребности: (3) здоровье: (4) ремесла: (5) сосуществование людей. - Полиция как искусство управлять жизнью и благоденствием населения.

...Короче говоря, в экономической, социальной системе, можно даже сказать, в этой новой антропологической системе, которая устанавливается в конце XVI и в начале XVII в., в этой новой системе, которая руководствуется уже не простым императивом «жить, а не умереть», а вот каким: «жить и действовать немного лучше, чем просто жить», как раз и появляется полиция как совокупность техник обеспечения того, чтобы жизнь, деятельность, сосуществование, общение людей эффективно претворялись в силу государства. Полиция - это совокупность действий и средств, обеспечивающих эффективную полезность просто жизни, чуть лучшей жизни, сосуществования для накопления и увеличения сил государства. Следовательно, не имеем ли мы в лице полиции круг, который, начинаясь с государства как силы рационального и расчетливого вмешательства в дела индивидов, возвращается к государству как к совокупности возрастающих или призванных расти сил? И через что этот круг проходит? Через жизнь индивидов, которая теперь просто как жизнь представляет собой ценность для государства. В сущности, жизнь людей и прежде была присвоена, ведь король, суверен был тем более могущественным, чем больше у него было подданных. Но теперь круг проходит не только через жизнь индивидов, а еще и через нечто лучшее, чем просто жизнь, через нечто большее, чем жизнь, то есть через то, что в ту эпоху называют удобством, радостью или благополучием. То есть этот круг вместе с тем, что он предполагает, является причиной того, что полиция должна суметь сомкнуть друг с другом силу государства и благополучие индивидов.

Это благополучие как нечто лучшее, чем просто жизнь индивидов, именно она должна быть в каком-то смысле изъята и преобразована в государственную пользу: превратить счастье людей в нечто полезное для государства, превратить счастье людей в силу самого государства.

...Фон Юсти говорит следующее: «Полиция - это совокупность законов и правил, которые касаются внутренней жизни государства, которые нацелены на укрепление и увеличение его могущества, на правильное использование его сил» - это я вам уже цитировал - «и наконец, на дарование счастья подданным». Укреплять и увеличивать могущество государства, находить верное применение силам государства, даровать счастье подданным» - именно в этом сочетании и заключается специфика полиции.

Мишель Фуко, Эволюция систем, Понятийные поля, Государство, Организация, Управление

Previous post Next post
Up