Часть первая. Книга вторая. Основание критической философии
Глава четвертая. Трансцендентальная эстетика: учение о пространстве и времени. Обоснование чистой математики
II. Пространство и время как условия всяких явлений
1. Пространство и время как чистые созерцания
...Если, по воззрению древних космологов, математиков и самого нашего философа, в его последнем докритическом сочинении пространство и время суть действительные себе довлеющие сущности, которые существуют сами по себе и для себя даже в том случае, если ничего более не существует, которые как бы вмещают в себя все возможные действительные вещи, то из этого следует, что подобное пространство и подобное время никогда не могут быть предметами возможного опыта, чем они должны бы быть, в качестве данных объектов; что независимо от подобного пространства и от такого времени вообще ничего не может ни существовать, ни даже мыслиться, что таким образом нужно не только отрицать познаваемость, но также и бытие интеллигибельного и духовного мира. Этот вывод следует заметить.
Если пространство и время суть абсолютные реальности, то, строго говоря, не может быть и речи о бытии интеллигибельных объектов; наоборот, если пространство и время суть чистые созерцания нашего разума, то бытие интеллигибельных объектов следует не только признать, но и возобновить вопрос об их познаваемости. Поэтому взгляд философа на интеллигибельный мир в его диссертации должен был существенно отличаться от его же взгляда в Грезах духовидца.
...Если пространство и время должны быть абстрагируемы от объектов, то они суть понятия абстрактные и эмпирические, то математические величины не конструированы, а абстрагированы, их положения имеют только эмпирическое, а не всеобщее и необходимое значение: факт чистой математики в таком случае необъясним. Диссертация говорит: "Если все свойства пространства заимствованы опытом лишь от внешних отношений вещей, то основоположения геометрии имеют только сравнительную всеобщность, которая приобретена путем индукции и простирается не далее области нашего наблюдения; тогда можно надеяться, что некогда откроют пространство с совершенно другими свойствами, может быть, такое, которое может заключаться между двумя прямыми линиями".
...Кант поэтому буквально утверждает, что пространство и время, как созерцания a priori, "делают математику возможной", что возможность ее иначе осталась бы непонятной и необъяснимой, ее следовало бы допустить, так как факт налицо, но ее нельзя было бы усмотреть: "единственно" его учение о пространстве и времени в состоянии объяснить этот факт или обосновать возможность математики.