8. Конкретная психология человека
...Но как вообще возможно создание связей и регулятивных отношений между центрами и функциями извне? Эта возможность дана в двух моментах (их встрече): 1) механизм условного рефлекса (он, по Павлову - мозговой механизм, по Ухтомскому - орган! - конструируется извне) и 2) факт социальной жизни, т. е. изменения природы, ergo и природных связей, и взаимодействия особей иного порядка, чем общение иных предметов. Отсюда - три ступени: 1) условный рефлекс - механизм, созданный извне, но = копия природных связей, соответствует пассивному приспособлению; 2) домашние животные (раб?), сам человек = домашнее животное (Турнвальд)* = пассивное образование связей извне; 3) активное участие в завязывании связей + автостимуляция, как частный случай социальной стимуляции.
* Выготский любил повторять мысль Р. Турнвальда, что первым домашним животным был сам человек
...Павлов сравнивает нервную систему с телефоном, но все своеобразие психологии человека - в том, что в нем в одном существе соединены телефон и телефонистка, т. е. - аппарат и управление им человеком.
...Идея Павлова в том и заключается, чтоб показать, что то, что думали - делает телефонистка (душа), делает сам аппарат (тело, мозг). Так, Ergo: телефонистка - не душа. А что? Социальная личность человека. Человека как члена определенной общественной группы. Как определенная социальная единица. Как существо в себе - для других и - для себя.
...Каждой идеологии (общественной) соответствует психологическая структура определенного типа - не в смысле субъективного восприятия и носителя идеологии, но в смысле конструкции пластов, слоев и функций личности. Ср. кафр, католик, рабочий, крестьянин.
...Я есть социальное отношение меня к себе самому.
...Басов: характер организованности. Это отличает науки (механику, химию, биологию, социологию etc.). При этом особый тип организации принимается за первичное понятие: тело, вещество, организм, социо etc.
...Новая и своеобразная регуляция и организация процесса - я хочу только сказать, что без человека (= телефонистки) как целого нельзя объяснить деятельность его аппарата (мозга), что человек управляет мозгом, а не мозг человеком (социо!), что без человека нельзя понять его поведение, что психологию нельзя излагать в понятиях процессов, но драмы.