Глава девятая. Натурфилософские исследования Канта. - Сила и материя, движение и покой
II. Состояния и силы материи
2. Физическая монадология
Пока метафизика не признает в телах иной силы, кроме отталкивающей, она не может объяснить бытия материи, существования тел и противоречит математической натурфилософии, противоречит основным фактам физики и геометрии; она отрицает то, что они утверждают: бесконечную делимость пространства, пустоту, общее притяжение тел. "Легче запрячь в одно ярмо грифа и лошадь, чем связать трансцендентальную философию (метафизику) с геометрией". Кант и ставит себе задачу примирить лейбницевское учение о монадах с учением Ньютона о притяжении.
Глава десятая. Исследования Канта по естественной истории.
A. Космогония
I. Задача космогонии
"Всеобщая естественная история и теория неба" делает Канта основателем новой космогонии.
...Спустя сорок лет после кантовского сочинения, Лаплас в своей знаменитой "Exposition du système du monde" (1796) установил в главных чертах ту же систему на тех же основаниях и поведал ее миру, не подозревая, что первенство в этом отношении принадлежит немецкому философу.
II. Механическое происхождение мира
3. Происхождение планет и комет
...Земля в четыре раза плотнее Солнца. Но если все небесные тела образовались из одного и того же первичного вещества, то общая плотность планет должна приблизительно равняться плотности Солнца. По вычислениям Бюффона такое отношение (640:650) существует в действительности. Эта аналогия свидетельствует об общем материальном происхождении Солнца и планет: "ее достаточно", - заявляет Кант с чувством торжествующего удовлетворения, - "чтобы поднять настоящую теорию о механическом образовании небесных тел от вероятности гипотезы до степени полной достоверности".
III. Границы механической космогонии
3. Творение и развитие. Бог и мир
...Он является тем более могущественным и мудрым творцом мира, чем менее ему нужно быть его зодчим.