Куно Фишер (1821-1907) Иммануил Кант и его учение - СПб. 1906

Apr 17, 2021 11:54


Часть первая. Книга первая. Возникновение критической философии
Глава первая. Эпоха критической философии
II. Критическая философия
3. Кант и Сократ
...Неведение собственных деяний есть глубокая внутренняя основа всякого догматического отношения, всякого самообмана, ослепления и неразумия, также и в выборе наших целей жизни и ее направления. Знание собственных деяний есть вообще задача критического мышления, путь самопознания и самосознания, направленный к цели истинной науки и житейской мудрости.

III. Догматическая и критическая философия
1. Предусловия критической философии
...Наше миропредставление возникло бессознательно, и потому оно по природе догматично: на этой точке упорно стоит естественное сознание, на этом основном созерцании покоится догматическая философия, которая должна развить и исчерпать свои системы во всех возможных направлениях, прежде чем может наступить критический переворот. Поэтому неудивительно, что момент последнего наступил так поздно, после того как в истории человеческой мысли протекло более двух тысячелетий. Догматическая философия есть эволюционно-историческое предусловие критической, как Птолемеева система - предусловие системы Коперника.

...Совершенно так же необходима и нужна догматическая философия в истории развитии человеческой мысли; совершенно так же невозможна критическая в начале философского миросозерцания.

Глава вторая. Точка зрения новейшей философии до Канта
I. Эмпиризм и рационализм
2. Спор между опытом и метафизикой
Эмпиризм требует и ищет познания вещей единственно по путеводной нити опыта; рационализм стремится решить ту же задачу, опираясь на принципы, или последние основания, и поэтому возводит свое учение на фундаменте метафизики (учения о принципах).

II. Точки зрения эмпиризма
3. Идеализм Берклея
...Берклей - это законченный Локк. Из сенсуализма следует, что вещи сами в себе непознаваемы, из идеализма - что они вообще не существуют; первый доказывает их непознаваемость, второй - их невозможность; первый отрицает метафизику, второй - реальность материи. Если под вещами в себе понимается нечто, существующее независимо от духа и представления, то это нечто может быть только материей. Если догматизм, допуская познаваемость вещей, предполагает, что они даны независимо от всякого представления и всяких духовных способностей, то он совпадает с материализмом как раз в том смысле, в котором Берклей отрицает учение последнего, объявляя его нелепым. Поэтому Берклей и направление его антитезы уже потрясают догматизм в одной из его основ.

4. Скептицизм Юма
Не подлежит сомнению, что познание следует ограничить областью наших восприятий, что уже не спрашивается: существуют ли вещи вне нас и независимо от наших представлений, а спрашивается, каким образом возникает в нас идея, или мысль о таких вещах? Если мы считаем впечатления (импрессии) и их оттиски (идеи) за единственно познаваемые объекты, то характерную и важную черту познания составляет не их обособление, а их связь. Вопрос в том: существует ли такая явная и необходимая связь наших впечатлений?

Эволюции сознания, Куно Фишер, Стили мышления, Кант, Механизмы познания

Previous post Next post
Up