Часть IV. Наука и культура
Глава XXIX. Техника и естествознание в 1871-1917 гг.
...В 1872 г. на съезде естествоиспытателей и врачей в Лейпциге немецкий физиолог Э. Дюбуа-Реймон выступил с речью «О границах естествознания», в которой заявил, что если перед «тайнами материального мира» естествоиспытатель уже привык с «мужественной покорностью» говорить «ignoramus» («мы не знаем»), не теряя все же надежды узнать с течением времени вещи теперь неизвестные, то о таких мировых загадках, как материя, сила, сознание, естествоиспытатель должен раз и навсегда сказать «ignorabimus» («мы никогда не познаем»).
...Неокантианец Г. Коген в 1896 г. заявил, что теория электричества произвела «величайший переворот» в понимании материи и «посредством превращения материи в силу» привела «к победе идеализма». Другие философы, ссылаясь на то, что новые открытия требуют пересмотра законов, считавшихся всеобщими и основными, утверждали, что законы природы вообще являются простой условностью.
...«Материя исчезает», - писал В. И. Ленин, - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».
...«Естествознание, - писал Ленин, - бессознательно принимает, что его учение отражает объективную реальность, и только такая философия примирима с естествознанием!»