Книга вторая. Учение Гегеля
Глава сорок третья. Философия религии.
А. Понятие религии
II. Формы религиозного сознания
1. Доказательства бытия Бога
...Если между Богом или самосознанием абсолютного духа, с одной стороны, и нашим знанием о Боге или нашим религиозным сознанием, с другой стороны, существует еще дуализм, то все религиозное знание и всякая религия остаются тщетными и невозможными. Религия возможна только тогда, если обе стороны не обособлены, а составляют нераздельное целое или тожественны: знание Бога о себе и наше знание о нем или самосознание абсолютного духа и религия. Обе эти стороны суть одно и то же. Именно в этом состоит истинное или умозрительное понятие религии. "Следовательно, религия есть отношение духа к абсолютному духу. Только таким образом дух, как знающий, есть также и предмет знания. Это не есть просто отношение духа к абсолютному духу; здесь абсолютный дух относит себя к тому, что мы в отличие от него поставили с другой стороны; таким образом, точнее говоря, религия есть идея духа, который относится сам к себе, самосознание абсолютного духа".
Вызвать это единство, составляющее сущность религии, в человеке теоретически и практически, в этом состоит культ.
III. Культ
1. Вера и благоговение. Теоретический культ
"В культе", - говорит Гегель, - "Бог находится на одной стороне, а я стою на другой, и цель культа заключается в том, чтобы слить меня с Богом во мне самом, чтобы я знал себя в Боге, как моей истине, и Бога во мне, - это конкретное единство". Существует важное различие между верой в Бога, как она отдельно от Бога самого составляет содержание религиозного сознания, и между верой, как культом: первая есть вера в Бога, а вторая есть вера в Боге; в первом случае Бог стоит над своим предметом, и дуализм остается, а во втором случае двойственность уничтожается, вера становится единством с Богом, самой Божественной жизнью, и потому входит в сущность Бога.
...На пути развития человеческого духа должен являться момент, когда Я сознает свою свободу и самостоятельность и делает единственным руководством своих настроений и поступков собственное усмотрение; тогда наступает разрыв между мышлением и верой, как это случилось, напр., в Греции, благодаря Сократу.