Куно Фишер (1821-1907) Гегель, его жизнь, сочинения и учение. - СПб. 1903.

Feb 15, 2021 15:14


Книга вторая. Учение Гегеля
Глава вторая. Гегель в союзе с Шеллингом
I. Первые сочинения
2. Различие между философией Фихте и Шеллинга
...так что "бесконечное стремление и долженствование" есть последнее изречение мудрости в системе Фихте. Также и государственная мудрость может в его учении управлять гражданскою жизнью лишь с помощью бесконечных определений и постановлений, как это ясно обнаруживается в невыносимой полицейской системе и системе паспортов, которую выдумал Фихте для пресечения и предупреждения преступлений. "Общество разумных существ" оказывается у него "обусловленным" необходимым ограничением "свободы, которая себе самой дает закон ограничивать себя".

...вследствие чего и наука об абсолютном или философии распадается на два отдела, именно на философию природы и трансцендентальный идеализм. "Ни одна из этих наук не может существовать самостоятельно; одна из них не может уничтожить другую. Абсолютное полагалось бы при этом лишь в одной форме своего существования; но полагая себя в форме существования, оно должно полагать себя в двоякой форме: ибо являться это значит раздваиваться. Ввиду внутреннего тожества обеих наук, - обе они изображают абсолютное, как оно из низших потенций одной формы явления приходит к целостности в этой же форме явления, - они равны друг другу, что касается связи и последовательности идей в них. Одна из них служит подтверждением другой, как это почти теми же словами высказано одним старым философом: "Порядок и связь идей (субъективного) таков же, как и порядок и связь вещей (объективного). Все существует лишь в единой целостности; объективная целостность и субъективная целостность, система природы и система разума суть одно и то же; субъективной определенности соответствует именно такая же объективная определенность".

Философ, о котором упоминает здесь также и Гегель, не кто иной, как Спиноза, высказавший приведенную мысль во второй книге своей этики.

...В учении Спинозы порядок идей и порядок вещей суть два координированные порядка и должны находиться в таком отношении; наоборот, в учении Шеллинга они находятся в одном и том же непрерывно прогрессирующем ряду и должны находиться в нем, так как составляют ступени развития мира и заключают в себе источник реальной противоположности природы и духа. Гегель не оставляет в этом никакого сомнения. "Так как абсолютное в обоих рядах одно и то же, то сами науки находятся не в идеальной, а в реальной противоположности, и потому они должны излагаться в форме единой непрерывности, как единая связная наука". "Средняя область, пункт перехода от тожества, строящегося в форме природы, к построению его в форме разума, состоит в обращении внутрь света природы; - это, как говорит Шеллинг, "молния идеального, врывающаяся в реальное". "Этот пункт, как разум, как поворотный пункт между обеими противоположными науками, есть высшая точка пирамиды природы, ее последний продукт, к которому она приходит, достигая своего завершения".

Глава третья. Статьи Гегеля в критическом журнале

I. Истинная антифилософская философия

1. Философская критика

...После великих поэтов, разработавших язык, стихи становятся дешевыми. "Если тебе удается создать стих на разработанном языке, который сам мыслит и создает стих, ты мнишь себя поэтом?" После того, как великие мыслители усложнили и углубили культуру рассудка, идеи становятся дешевыми, и разработкою их занимаются многие люди, относящееся к настоящему философу, как стихоплет к поэту. Ввиду большой конкуренции и предложения философских продуктов на книжном рынке можно опасаться, что читатель запутается и впадет в заблуждения, если не дать ему наставлений относительно ценности и недостатков философских товаров и не научить его отличать настоящее золото от кошачьего золота. Такое поучение доставляется философскою критикою. Поэтому Гегель открыл свою деятельность в журнале статьей "О сущности философской критики".

Куно Фишер, Шеллинг, Гегель, Фихте, Спиноза, О непонятном

Previous post Next post
Up