Парадоксальные упражнения против аристотеликов, в которых потрясаются основы перипатетического учения и диалектики в целом и утверждаются либо новые взгляды, либо, казалось бы, устаревшие взгляды древних мыслителей (1649)
Книга вторая. Против диалектики Аристотеля
Упражнение I. О том, что в диалектике нет никакой необходимости и от нее нет никакой пользы
1. Нет ни абсолютной, ни относительной необходимости в искусственной диалектике
Хотя обычно принято различать две диалектики - естественную и искусственную, мы здесь о естественной не говорим, так как она есть не что иное, как сам разум, или та врожденная сила и деятельность интеллекта, благодаря которой мы умозаключаем и рассуждаем. Ибо кто же мог бы рассуждать вне врожденной способности к рассуждению? Следовательно, весь этот спор относится только к искусственной диалектике или к тому пресловутому искусству, в котором если кто набил себе руку, то его называют диалектиком.
...Так как необходимость чего-либо определяется двумя способами: первым, называемым необходимым вообще и во всех отношениях, или, как говорят, пo-существу, абсолютно (что именно и называется необходимым в собственном смысле слова), и другим - [необходимым] не вообще и не во всех отношениях, но, как говорят, потому, что это лучше и имеет относительное значение (что более точно называть полезным), то я утверждаю заранее, что если бы мы взялись показать, что диалектика не необходима безусловно и абсолютно, то поле боя перед нами вскоре расчистилось бы совершенно. Однако по той причине, что даже среди аристотеликов есть некоторые, которые не стали бы настаивать на этой строгой необходимости, нужно главным образом заняться тем, что относится к другому виду необходимого, или показать, что диалектика даже не полезна, ибо если только мы это докажем, то тем более неизбежно при этом рухнет и абсолютная ее необходимость.
2. Да она и бесполезна
...Ведь аристотелики, когда они превозносят необходимость или во всяком случае величайшую полезность искусства диалектики, исходят в основном из того, что всякий мастер более подготовлен к тому, чтобы выполнить свой труд, когда у него есть готовые инструменты, чем когда их у него нет. В самом деле, утверждают они, раз инструментами, или, как говорит святой Августин, механизмами, знания служат определение, расчленение и т. п., то всякий человек настолько более подготовлен к восприятию любой науки, насколько лучше он усвоил искусство определения, расчленения и другие подобные умения, которые возникают из собственного усердия и приумножаются диалектикой.
Выготский...