Книга первая. Жизнь и сочинения Гегеля
Глава шестая. Гегель в Иене. Первые шесть лет его литературной и академической деятельности
IV. Феноменология и битва
1. Сочинение Гегеля и спор с издателем
Кант назвал четвертую и последнюю часть своего метафизического учения о природе или телах (учения о движении) феноменологией, так как здесь были изложены основные положения модальности движения, т. е. форм, в каких движение должно быть представляемо или как оно является: это было учение о явлениях (феноменах) движения.
Главное сочинение, которое Гегель написал в Иене и надеялся уже издать в конце 1805 г., было посвящено вопросу о явлениях (не движения, а знания), о необходимых ступенях развития сознания от низшей чувственной достоверности вплоть до высшего абсолютного знания: это учение свое о формах развития или явлениях (феноменах) знания он назвал "феноменологией духа".
2. Битва под Иеною
...Война разразилась; она была уже не только перед воротами Иены, но и в стенах ее. 13 октября французы заняли город; сам Наполеон приехал сюда. "Я видел императора, эту мировую душу, в то время, как он проезжал по городу с целью рекогносцировки; - в самом деле, испытываешь удивительное чувство, когда видишь такое существо, сконцентрированное здесь в одном пункте, сидящее на лошади и в то же время повелевающее и управляющее миром". "Такие успехи в течение времени от четверга до понедельника возможны лишь для этого необыкновенного человека, которому нельзя не удивляться". В 11 часов ночи Гегель видел из своей квартиры на всей площади огни французских батальонов, а перед собою последнюю часть рукописи Феноменологии.
18 октября Гете отправил циркулярное послание друзьям в Иену, чтобы узнать, как им живется, и что они перенесли в дни битвы. Один из его адресов был такой: "господину профессору Гегелю в старой фехтовальной зале". Гегель принадлежал к числу ограбленных и до такой степени нуждался в деньгах, что Гете поручил Кнебелю дать ему "до десяти талеров" (28 октября).
...Посылая свое сочинение другу Шеллингу в Мюнхен (1 мая 1807), он сделал в письме следующее замечание: "Большую беспорядочность последних глав пусть припишет твоя снисходительность между прочим тому обстоятельству, что я окончил редакцию их в полночь перед битвою под Иеною".
Глава седьмая. Публицистическая и педагогическая деятельность Гегеля в Баварии. - женитьба Гегеля
I. Бамбергская газета
3. Новый школьный план
Нитгаммер, как главный член школьного совета в Мюнхене и влиятельный член "секции для управления общественными учебными и воспитательными учреждениями", выработал новый школьный план, который по королевскому эдикту 3 ноября 1808 приобрел силу закона и был объявлен в соответствующих учреждениях, как "общая норма для устройства общественных учебных заведений". Его называли даже нитгаммеровским школьным планом. Соответственно этому плану обучение должно было начинаться с элементарных школ, т. е. двухклассных первоначальных школ, продолжаться прогимназиями и реальными школами, а затем гимназиями и реальными институтами, так что лицеи заняли положение между гимназиями и университетом, не будучи необходимою промежуточною ступенью. Задачею гимназии, по этому плану, было изучение языков, а задачею реальных институтов (их было два: в Нюрнберге и в Аугсбурге) изучение природы; философское преподавание должно было в гимназии служить "введением в умозрительное изучение идей", а в реальных институтах "созерцательным изучением идей". Таким образом философия получала необыкновенное педагогическое значение. В каждом из четырех классов гимназии (низший класс, низший средний класс, высший средний класс, высший класс) преподавание философии, занимавшее еженедельно четыре часа, распределялось таким образом, что в низшем классе (Untersecunda) должны были изучаться логика, а также учение о праве и долге, в низшем среднем классе (Obersecunda) космология и естественная теология, в высшем среднем классе (Unterprima) психология и этика, и в высшем классе (Oberprima) философская энциклопедия. Основою всего преподавания в гимназии оставалось изучение древних языков и литературы.