Лев Семенович Выготский (1896-1934) С.с. в 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.

Dec 17, 2020 15:41


Проблемы общей психологии. Под ред. В. В. Давыдова
Послесловие (А. Р. Лурия)
...В частности, Выготский рассматривал теорию К. Левина, который выводит волевой акт из затруднения, создавшегося в деятельности, и указывает на него как на источник обращения субъекта к социальному вспомогательному средству, придающему условный стимулирующий характер какому-либо внешнему раздражителю. В результате человек подчиняет свое действие этому условно созданному стимулу типа: «Когда стрелка часов дойдет до цифры 12, я встану».
Характерно, однако, что в этом примере Выготский видел проявление некоего общего механизма - использования человеком по отношению к самому себе тех средств, которые применяет к нему другой человек.

Указание на социальный источник волевого акта принадлежит поэтому к одному из важнейших положений Выготского.

Т. 3. М.: Педагогика, 1983.

Проблемы развития психики. Под ред. А. М. Матюшкина
История развития высших психических функций (1931)
Вечные законы природы также превращаются все более и более в исторические законы. Ф. Энгельс
Глава первая. Проблема развития высших психических функций

...Но легче усвоить тысячу новых фактов в какой-нибудь области, чем новую точку зрения на немногие известные уже факты.

...История развития детской воли до сих пор еще не написана. В одной из заключительных глав нашей монографии мы попытаемся показать: это в сущности равносильно утверждению, что история развития всех высших психических функций еще не написана или что еще не написана история культурного развития ребенка. Все три высказывания в сущности равнозначны, они выражают одну и ту же мысль. Но сейчас мы воспользуемся этим бесспорным положением как примером, который можно просто благодаря фактическому сходству научной судьбы многих родственных проблем распространить и на остальные высшие функции, оставляя пока в стороне сложный ход дальнейших мыслей, позволяющий сблизить в наших глазах три основных понятия нашего исследования: понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения и понятие овладения собственными процессами поведения.

Выготский, Лурия, Эволюция поведения, Понятийные поля, Механизмы познания, Цитата

Previous post Next post
Up