Лев Семенович Выготский (1896-1934) С.с. в 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.

Dec 16, 2020 20:10


Проблемы общей психологии. Под ред. В. В. Давыдова
Лекции по психологии (1932)
Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте
...Как и Джемсу, Бергсону действительно удалось показать хорошо известный факт, что »в системе переживаний мы умеем отличать такое действие, которое переживаем как несвободное, от тех действий, которые переживаются нами как свободные, или независимые.

Примечания

...Штумпф (Stumpff) Карл (1848-1936)-немецкий философ, музыковед. Представитель феноменологии, близок к гештальтпсихологам. Выготский, чтобы продемонстрировать понимание сознания в традиционной психологии, обращался к письму Штумпфа Джемсу, где Штумпф называет сознание «общим хозяином психических функций» (см.: Л. С. Выготский. Проблема сознания.- В кн.: Психология грамматики. М., 1968).

Послесловие (А. Р. Лурия) (Мышление и речь)

...И второе, столь же важное положение. Как бы ни было построено слово, на каком бы этапе развития оно ни стояло, оно всегда отражает действительность. Но это отражение действительности на последовательных этапах развития совершенно иное; действительность преломляется через слово, слово становится важнейшим фактором, преломляющим действительность; слово - важнейший процесс, опосредующий отражение действительности. И именно это дает Выготскому основание сказать последнюю фразу, которой он заканчивает работу «Мышление и речь»: «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

(Лекции по психологии)

...Для ребенка мыслить - значит вспоминать, для взрослого вспоминать - значит мыслить. В этой формуле с предельной отчетливостью отражен уже сформулированный Выготским принцип развития как изменения межфункциональных отношений, как формирования новых функциональных систем.

Выготский, Лурия, Мышление, Сознание, Развитие

Previous post Next post
Up