Информационная революция и разрушения общества массы и элиты: волчьи ямы разговоров о литературе и чтении
...При развитии индивидуальностей траектории культурного развития становятся принципиально менее сходными. Достижения людей перестают быть сопоставимыми. Например, человек может стать живым классиком в ролевых играх, или в компьютерных играх, или в движении линуксоидов, или среди мультипликаторов определенного стиля. Эти умения и достижения не сопоставимы, и они не пересекаются с другими культурными умениями - с написанными книгами стихов, с опытами новой прозы, с научными достижениями.
Теперь каждый играет свою игру - точнее, лишь малые группы могут оценить достижения, и классики расходятся по узким жанрам. Классика теперь обозначает лучших в некотором узком и неконвертируемом культурном умении. Можно быть классиком наладки мобильных телефонов, классиком обклеивания их стразами или классиком в данном научном направлении - эти вещи несоотносимы и именно поэтому - в одну цену.
...Чем раньше человек приобретает самостоятельность, перестаёт быть бледной копией школьного идеала, обретает свои интересы - тем быстрее он теряет общий язык «со всеми» и общается в рамках малого круга понимающих в том, что он выбрал. Исчезает категория «большинства» - за ней не стоит никакой онтологии.