Гуго Гроций (1583-1645) О праве войны и мира (1646): Репринт с изд. 1956 г. - М.: Ладомир, 1994.

Nov 30, 2020 19:31


Книга III
Глава XV. Ограничения, касающиеся приобретения власти
IX. Если надлежит принять на себя верховную власть, то представляется правильным сохранить ее хотя бы отчасти за побежденными.
Если же небезопасно отказаться от всякого господства над побежденными, то все же возможно ограничиться сохранением некоторой доли власти самим побежденным или их государям. Тацит упоминает об обычае римского народа «превращать царей в орудие его господства». У него же Антиох именуется «богатейшим из подвластных царей» («История», кн. II). В толкованиях на Музония, а также у Страбона, в конце книги шестой, сказано: «Цари - подданные римлян». Лукан пишет:

И багряница любая - служанка оружия Рима.

XI. Особенно в деле вероисповедания.

...2. Но если побежденные исповедуют ложную религию, то законно поступит победитель, приняв меры к тому, чтобы истинная религия не была угнетена, что и сделал Константин, сломив силы сторонников Лициния, а впоследствии - французские и иные короли.

XII. С побежденными следует по крайней мере обходиться милосердно. Почему?

1. Дальнейшее обеспечение состоит в том, чтобы в самом неограниченном и напоминающем власть господина над рабом правлении побежденные интересами победителя. Кир повелевал побежденным ассирийцам не терять мужества, обещая им сохранить их прежнее положение, говоря, что произошла лишь смена царя и что они удержат права на свои дома, поля, в отношении жен и детей, которые имелись у них до тех пор; мало того, если кто-либо причинит им обиду, то они найдут себе и своим близким в лице его и его подданных отмстителей (Ксенофонт, «Воспитание Кира», кн. IV).

Примечания к главе XV. Ограничения, касающиеся приобретения власти

...«Лучше, чтобы там поклонялись хоть какому-нибудь божеству, нежели не поклоняться никому» - как мы только что сказали, приведя слова Севера.

Глава XVII. О нейтральных государствах

II. Примеры уважения к их собственности и предписания.

...Лампридий о парфянском походе Александра Севера пишет. «Он соблюдал в походе такую дисциплину, он внушил такое уважение, как если бы его воины были не солдатами, а сенаторами. Где бы ни проходили его войска, трибуны были подтянуты, центурионы - сдержанны, солдаты - вежливы. Самого же его за великое множество подобных благодеяний провинциалы почитали, как бога».

Механизмы управления, Всемирная история (1955-1965)

Previous post Next post
Up