Вопросы теории и истории психологии Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского.
Часть первая. Вопросы теории и методов психологии
Проблема сознания
Запись основных положений доклада Л. С. Выготского
Записи докладов Л. С. Выготского издаются по рукописным тетрадям, хранящимся в личном архиве А. Н. Леонтьева.
Запись выступления Л. С. Выготского по докладу А. Р. Лурия
[Недостаточность Л. Леви-Брюля заключается в том, что он принимает речь за нечто константное. Это ведет его к парадоксам. Стоит только допустить, что значения и их соединения (синтаксис) другие, чем у нас, и все нелепости падают. То же в исследовании афазии - не различаются фонема и значение.]
(Раньше мы вели анализ в плане поведения, а не в плане сознания - отсюда абстрактность выводов. Для нас (теперь) основное - движение смыслов. Например, сходство внешней структуры знаковых операций у афазиков, шизофреников, дебилов, примитивов. Но семический анализ вскрывает, что внутренне их структура-значения иные (проблема семической афазии).)
Значение не равно мысли, выраженной в слове.
В речи не совпадают ее семическая и фазическая стороны: так, развитие речи идет фазически от слова к фразе, семически же ребенок начинает с фразы. [Ср. сливание слов во фразы у малограмотных.]
...Мысль, которую хочет выразить человек, не совпадает не только с фазической, но и с семической стороной речи. Пример: мысль «Я не виноват» может быть выражена в значениях: «Я хотел стереть пыль»; «Я не трогал вещи»; «Часы сами упали» etc. Само «Я не виноват» так же не выражает абсолютно мысль (не равно ей?); сама эта фраза имеет свой семический синтаксис.
Мысль - облако, из которого речь источается в каплях.
Мысль иначе построена, чем ее речевое выражение. Мысль прямо не выразима в слове.
(К. С. Станиславский: за текстом лежит подтекст.) Всякая речь имеет заднюю мысль. Всякая речь есть иносказание. [В чем эта задняя мысль? Крестьянский ходок у Г. Успенского говорит: «Языка нет у нашего брата».]
...Мысль совершается в слове, а не выражается только в нем. Мысль есть внутренний опосредованный процесс (Это путь от смутного желания к опосредованному выражению через значения, вернее, не к выражению, а к совершенствованию мысли в слове.)
...Вюрцбург заключался в попытке пробиться к мысли. Задача психологии - изучать не только эти сгустки, но и их опосредование, т. е. изучать то, как эти сгустки действуют, как совершается мысль в слове. (Неправильно думать (как это делали вюрцбургцы), что задача психологии заключается в исследовании этих непролившихся туч.)
...Письменная речь стоит в ином отношении к внутренней речи,она возникает позже внутренней речи, она самая грамматичная. Но она стоит ближе к внутренней речи, чем внешняя речь; она ассоциируется со значениями, минуя внешнюю речь.
Резюме: во внутренней речи мы имеем дело с новой формой речи, где все иначе.
…
В. Мысль
...Понимание. Настоящее понимание заключается в проникновении в мотивы собеседника.
Смысл слов меняется от мотива. Таким образом,
конечное объяснение лежит в мотивации;
особенно это ярко в младенческом возрасте. (Исследование Д. Каца
детских высказываний. Работа Штольца (психолог - лингвист -
почтовый цензор в военное время); анализ писем военнопленных
о голоде.)
…
VI. Вширь и вдаль
[Основные вопросы]: 1) значение слова прорастает в сознание; какое значение это имеет для самого сознания? 2) отчего изменяется и как изменяется значение?
[Первые ответы]: 1) слово, прорастая в сознание, изменяет все отношения и процессы; 2) само значение слова развивается в зависимости от изменения сознания.
Роль значения в жизни сознания
«Сказать = дать теорию».
«Мир предметов возникает там, где возникает мир названий» (Л. С.- Дж. Ст. Милль).
«Постоянство и категориальная предметность предмета есть значение предмета». [Ленин о выделении себя из мира.] (Это значение, эта предметность даны уже в восприятии.)
«Всякое наше восприятие имеет значение». Любое бессмысленное мы воспринимаем (как осмысленное), приписывая ему значение.
Значение предмета не есть значение слова. «Предмет имеет значение» - это значит, что он входит в общение.
...[Первые вопросы детей никогда не суть вопросы о названии; это суть вопросы о смысле предмета.] (Осмысленное не есть просто структурное (против гештальттеории).)
...«Мышление не ворота, через которые речь входит в сознание» (Л. С). Речь есть знак для общения сознаний. Отношение речи и сознания - психофизическая проблема. (И вместе с тем нарушает границы сознания.)
Приложение
Из подготовительной работы по тезисам к дискуссии 1933-1934 гг.
Запись выступлений Л. С. Выготского 5 и 9. 12.33 г.
Центральный факт нашей психологии - факт опосредования.
Общение и обобщение. Внутренняя сторона опосредования открывается в двойной функции знака: 1) общение, 2) обобщение. Ибо: всякое общение требует обобщения.
Общение возможно и непосредственно, но опосредованное общение есть общение в знаках, обобщение здесь необходимо. («Всякое слово (речь) уже обобщает») (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, с. 246).
Факт: у ребенка общение и обобщение не совпадают: поэтому общение здесь непосредственно.
Среднее - указательный жест. Жест - это знак, могущий значить все.
Обобщение. Что такое обобщение?
Обобщение есть выключение из наглядных структур и включение в мыслительные структуры, в смысловые структуры.
Значение и система функций внутренне связаны между собой.
Значение относится не к мышлению, а ко всему сознанию.