Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера
Глава VIII Направленное формирование психологических новообразований
Планирование действий и ориентация на систему условий задачи
Одна из важнейших сторон психического развития ребенка - формирование организации действий, т. е. умения действовать в соответствии с поставленной целью, учитывать заданную систему условий, планировать свои действия и т. п.
...
В первом из проведенных нами экспериментов изучалось формирование умения планировать свои действия в уме, рассматриваемое Я. А. Пономаревым (1967) как одна из основных умственных способностей.
...Проведенные эксперименты подтвердили нашу гипотезу, что психологические новообразования, характерные для периода перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, могут стать объектом целенаправленного формирования. Построение обучения в формах, побуждающих ребенка занять условно-динамическую позицию, приводит к появлению этих новообразований ранее обычного срока. Условно-динамическая позиция представляет собой двойственное образование. В начальной стадии формирования она близка к игровой роли, но отличается от нее тем, что ребенок «перевоплощается» в своего партнера по выполнению действия, а не в постороннего человека, как в обычной сюжетно-ролевой игре. В конечной стадии условно-динамическая позиция свертывается, задавая лишь точку зрения, с которой воспринимается ситуация. «Перевоплощение» исчезает, и отношение ребенка к задаче начинает опосредоваться не ролью, а ее условным знаком. Этим обеспечивается переход на новый - неигровой - уровень произвольности и осознанности поведения при решении как познавательных, так и практических задач.
Глава IX. Учет психологически особенностей шестилеток в учебно-воспитательной работе
... Если в результате опроса нескольких учеников найдено верное решение, то похвалить нужно их всех, в том числе и тех, чьи ответы неправильны: ведь в конечном итоге именно коллективные рассуждения привели к успеху.
...Необходимость общей положительной оценки работы ребенка вызвана тем, что в 6 лет дети еще не в состоянии отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Слова «Ты сделал эту работу плохо» воспринимаются ими как «Ты плохой» и истолковываются как проявление отрицательного отношения к себе со стороны учителя. Это порождает или враждебность, или тенденцию к формальному, некритичному выполнению любых указаний в надежде все же заслужить похвалу.