Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста Москва, «Педагогика», 1988

Oct 04, 2020 23:28


Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера
Глава IV Развитие социальных эмоций у детей 6-7 лет
Согласно взглядам, развиваемым советскими учеными (А. Н. Леонтьев, 1983, т. II; А. В. Запорожец, 1986, т. I), эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль в деятельности. Если мотив задает направленность деятельности в абстрактной форме, вне связи с какой-либо ситуацией, то эмоциональные ориентации конкретизируют эту направленность. Эмоциональная оценка ситуации диктует характер действий в отношении определенных объектов: выделение цели действия, принятие задачи, опознание объекта как препятствия и т. п.

...

Проблема опосредования эмоциональных процессов в настоящее время не только не решена, но даже не сформулирована достаточно четко. Л. С. Выготский, впервые детально разработавший идею опосредованности психических процессов человека, изучил только один вид социально выработанных средств - знаки и знаковые системы. Его ученики и последователи экспериментально доказали, что различные типы психических процессов характеризуются специфичными для них средствами: восприятие - сенсорными эталонами (А. В. Запорожец, 1986, т. I), наглядно-образное мышление и воображение - моделями и схемами (Л. А. Венгер, 1986; В. В. Давыдов, 1972).

... Чтобы сделаться реальным психологическим орудием, норма должна быть отражена в определенных личностных образованиях. Согласно гипотезе С. Г. Якобсон, в регуляции нравственного поведения функцию таких образований выполняют два полярных «этических - положительный и отрицательный, - с которыми ребенок соотносит свои поступки. Мы предположили, что подобную природу имеет опосредование различных социальных эмоций. Следовательно, должна существовать обширная система оценочных эталонов, соответствующих разным видам эмоционального отношения к другому человеку. Так, должен существовать эталон привлекательного (симпатичного) человека; человека, заслуживающего презрения, сочувствия и т. п. Каждый из них, видимо, представляет собой целостный образ художественного типа. Выдвигая эту гипотезу, мы опирались на развитое А. В. Запорожцем положение о значении художественных образов (в частности, сказочных персонажей) для формирования у детей обобщенных эмоциональных представлений (1986, т. I).

...У 6-летних детей чрезвычайно высока ориентация на поверхностные, второстепенные социальные нормы (поровну делить подарки между людьми, выполнять работу индивидуально, сохранять аккуратный внешний вид). Вследствие этого нормы, объективно наиболее значимые (в частности, моральные), находятся на втором плане. К 7 годам иерархия норм становится намного более адекватной.



Глава V Становление самооценки и образа Я

Каждый период в развитии ребенка характеризуется своим, присущим только ему типом субъектности. Так, в младенческом возрасте субъектность выступает в форме «пра-мы», т. е. некоторого недифференцированного ощущения своей общности со взрослым, смутного противопоставления этой общности остальному миру (Л. С. Выготский, 1984, т. 4). В раннем возрасте складывается индивидуальная деятельность ребенка, он становится относительно самостоятельным субъектом. Но осознание себя как субъекта деятельности возникает позже - лишь к концу раннего возраста, в период «кризиса 3 лет» (R. Zazzo, 1982). На протяжении всего дошкольного возраста это осознание остается очень мало дифференцированным. Ребенок осознает себя лишь в самых общих, неиндивидуализированных категориях: «Я - хороший мальчик (хорошая девочка)» (В. С. Мухина, 1986).

Какие же изменения происходят в типе субъектности ребенка в период «кризиса 7 лет»? Л. С. Выготский предполагал, что именно в этом возрасте начинает складываться самооценка - обобщенное (т. е. устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе (1984, т. 4). Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

...Проблемы, связанные с самооценкой и образом Я, в советской психологии традиционно рассматриваются в контексте изучения самосознания (Л. С. Выготский, 1984, т. 4; С. Л. Рубинштейн, 1940; В. В. Столин, 1983; И. И. Чеснокова, 1977). Доминирует следующее понимание этих проблем: они - образования познавательной природы и констатирующего характера, т. е. в них фиксируются представления ребенка о его наличных качествах и возможностях (Е. И. Савонько, 1972; М. И. Лисина, А. И. Силвестру, 1983; А. И. Силвестру, 1978). В специальных экспериментальных исследованиях изучается преимущественно самооценка детей в конкретных видах деятельности. Анализ результатов этих исследований показывает, что к 7 годам самооценка детей начинает тяготеть к адекватности или уже становится таковой (И. И. Чеснокова, 1977; Е. И. Савонько, 1972).

...Существуют принципиальные различия между способностью более или менее адекватно оценивать себя в конкретной деятельности при внешнем провоцировании самооценки (в условиях эксперимента) и склонностью осмысливать себя самостоятельно, спонтанно, причем не в сфере конкретных занятий, а в целом.

Именно такое целостное представление о себе максимально приближается к понятию «важная личностная инстанция», ибо в нем опосредованы отношения субъекта с самим собой.

... Согласно имеющимся в науке данным (В. В. Столин, 1983), в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

Эльконин, Эволюция личности

Previous post Next post
Up