Иммануил Кант (22 апр 1724 - 12 фев 1804) Трактаты и письма. М. Изд. Наука 1980

Apr 16, 2020 11:43


Логика. Пособие к лекциям (1800)
II. Общее учение о методе
§ 94. Манера и метод
Всякое познание и его целое должно быть согласным правилу. (Отсутствие правила есть вместе с тем неразумие.) Но это правило является или правилом манеры (свободным), или правилом метода (принуждением).



§ 98. Условия отчетливости познания
Отчетливость познаний и соединение их в одно систематическое целое зависит от отчетливости понятий как в отношении того, что содержится в них, так и в отношении того, что содержится под ними. Отчетливое сознание содержания понятий достигается посредством их экспозиции и определения; напротив, отчетливое сознание их объема - посредством логического деления. Следовательно, прежде всего здесь [должна идти речь] о средствах достижения отчетливости понятий в отношении их содержания.



II. Способы логического усовершенствования знания посредством логического деления понятий



§ 115.1. Научный и популярный методы
Научный, или схоластический, метод отличается от популярного тем, что первый исходит из основных и элементарных положений, последний же - из обыденного и интересного. Первый стремится к основательности и поэтому изгоняет все инородное; последний имеет целью занимательность.



§ 116.2. Систематический или фрагментарный методы
Систематический метод противоположен фрагментарному, или рапсодическому. Если мыслят согласно методу, а потом проводят этот метод и в изложении и отчетливо указывают переход от одного положения к другому, то познание осуществляется систематически. Если же, напротив, хотя и мыслят согласно методу, но излагают не методически, то такой метод можно назвать рапсодическим.

Примечание. Систематическое изложение противополагается фрагментарному, как и методическое беспорядочному [tumultuarischen]. Кто мыслит методически, может излагать или систематически, или фрагментарно. Внешне фрагментарное, но внутренне методическое изложение является афористическим.



§ 120. Размышление
Под размышлением разумеется обдумывание, или методическое мышление. Размышление должно сопутствовать всякому чтению и изучению, и оно необходимо для того, чтобы сначала произвести предварительные исследования, а потом свои мысли привести в порядок или расположить по методу.



О педагогике (1803)



Дисциплина, следовательно, есть нечто отрицательное: это - средство уничтожить в человеке его дикость; наоборот, обучение есть положительная часть воспитания.



Дикость есть независимость от законов.



Так, например, детей сначала посылают в школу не для того, чтобы они там чему-нибудь учились, но с тем, чтобы они постепенно привыкли сидеть спокойно и в точности соблюдать то, что им предписывают, чтобы впоследствии они не вздумали вести себя так, как им взбредет в голову.



Кант, О мышлении

Previous post Next post
Up