Логика. Пособие к лекциям (1800)
II. Общее учение о методе
§ 94. Манера и метод
Всякое познание и его целое должно быть согласным правилу. (Отсутствие правила есть вместе с тем неразумие.) Но это правило является или правилом манеры (свободным), или правилом метода (принуждением).
…
§ 98. Условия отчетливости познания
Отчетливость познаний и соединение их в одно систематическое целое зависит от отчетливости понятий как в отношении того, что содержится в них, так и в отношении того, что содержится под ними. Отчетливое сознание содержания понятий достигается посредством их экспозиции и определения; напротив, отчетливое сознание их объема - посредством логического деления. Следовательно, прежде всего здесь [должна идти речь] о средствах достижения отчетливости понятий в отношении их содержания.
…
II. Способы логического усовершенствования знания посредством логического деления понятий
…
§ 115.1. Научный и популярный методы
Научный, или схоластический, метод отличается от популярного тем, что первый исходит из основных и элементарных положений, последний же - из обыденного и интересного. Первый стремится к основательности и поэтому изгоняет все инородное; последний имеет целью занимательность.
…
§ 116.2. Систематический или фрагментарный методы
Систематический метод противоположен фрагментарному, или рапсодическому. Если мыслят согласно методу, а потом проводят этот метод и в изложении и отчетливо указывают переход от одного положения к другому, то познание осуществляется систематически. Если же, напротив, хотя и мыслят согласно методу, но излагают не методически, то такой метод можно назвать рапсодическим.
Примечание. Систематическое изложение противополагается фрагментарному, как и методическое беспорядочному [tumultuarischen]. Кто мыслит методически, может излагать или систематически, или фрагментарно. Внешне фрагментарное, но внутренне методическое изложение является афористическим.
…
§ 120. Размышление
Под размышлением разумеется обдумывание, или методическое мышление. Размышление должно сопутствовать всякому чтению и изучению, и оно необходимо для того, чтобы сначала произвести предварительные исследования, а потом свои мысли привести в порядок или расположить по методу.
…
О педагогике (1803)
…
Дисциплина, следовательно, есть нечто отрицательное: это - средство уничтожить в человеке его дикость; наоборот, обучение есть положительная часть воспитания.
…
Дикость есть независимость от законов.
…
Так, например, детей сначала посылают в школу не для того, чтобы они там чему-нибудь учились, но с тем, чтобы они постепенно привыкли сидеть спокойно и в точности соблюдать то, что им предписывают, чтобы впоследствии они не вздумали вести себя так, как им взбредет в голову.
…