Иммануил Кант (22 апр 1724 - 12 фев 1804) Сочинения в 6-ти тома, том 6. (1966)

Feb 13, 2020 15:16


Антропология с прагматической точки зрения (1798)
Часть первая Антропологическая дидактика
О способе познавать как внутреннее, так и внешнее в человеке
Книга вторая Чувство удовольствия и неудовольствия
А. О чувстве приятного, или чувственном удовольствии, в ощущении предмета
О скуке и развлечении
§ 63. Один способ удовольствия есть в то же время культура, а именно увеличение способности испытывать еще большее удовольствие; таково удовольствие от наук и изящных искусств.



Тот, у кого сломана нога, может легче снести свое несчастье, когда ему докажут, что он легко мог сломать себе и шею.




В. О чувстве прекрасного, т. е. об отчасти чувственном, отчасти интеллектуальном удовольствии в рефлектированном созерцании, или о вкусе



- Следовательно, можно дать такую дефиницию вкуса: «Вкус есть способность эстетической способности суждения делать общезначимый выбор».
Следовательно, вкус - это способность общественной оценки внешних предметов в воображении.



Антропологические замечания о вкусе

В. О художественном вкусе

...Живописец природы с кистью или пером в руках (с пером - ив прозе, и в стихах), поскольку он лишь подражает, еще не обладает художническим духом; единственный мастер в изящных искусствах - это живописец идей.



Но характерная особенность [поэта] - не иметь никакого характера, а быть непостоянным, прихотливым и (без злости) человеком ненадежным, умышленно создавать себе врагов, не питая ни к кому ненависти, едко высмеивать друзей, не желая обидеть их, - эта особенность кроется в [его] взбалмошном уме, отчасти прирожденном, который властвует над практической способностью суждения.



Книга третья о способности желания

...Там, где много аффекта, обычно мало страсти; как у французов, которые из-за своей живости непостоянны в сравнении с итальянцами или испанцами (а также индийцами и китайцами), которые в своей злобе тоскуют о мести, а в своей любви постоянны до безумия. - Аффекты честны и открыты, страсти же коварны и скрытны. Китайцы упрекают англичан в том, что они необузданны и вспыльчивы («как татары»), а англичане упрекают китайцев в том, что они настоящие (но спокойные) обманщики, которые в своей страсти не обращают внимания на этот упрек. Аффект следует рассматривать как опьянение, которое проходит после сна, а страсть - как безумие с его навязчивым представлением, все глубже проникающим в душу.



Кант

Previous post Next post
Up