Антропология с прагматической точки зрения (1798)
Часть первая Антропологическая дидактика
О способе познавать как внутреннее, так и внешнее в человеке
Книга вторая Чувство удовольствия и неудовольствия
А. О чувстве приятного, или чувственном удовольствии, в ощущении предмета
О скуке и развлечении
§ 63. Один способ удовольствия есть в то же время культура, а именно увеличение способности испытывать еще большее удовольствие; таково удовольствие от наук и изящных искусств.
…
Тот, у кого сломана нога, может легче снести свое несчастье, когда ему докажут, что он легко мог сломать себе и шею.
…
В. О чувстве прекрасного, т. е. об отчасти чувственном, отчасти интеллектуальном удовольствии в рефлектированном созерцании, или о вкусе
…
- Следовательно, можно дать такую дефиницию вкуса: «Вкус есть способность эстетической способности суждения делать общезначимый выбор».
Следовательно, вкус - это способность общественной оценки внешних предметов в воображении.
…
Антропологические замечания о вкусе
В. О художественном вкусе
...Живописец природы с кистью или пером в руках (с пером - ив прозе, и в стихах), поскольку он лишь подражает, еще не обладает художническим духом; единственный мастер в изящных искусствах - это живописец идей.
…
Но характерная особенность [поэта] - не иметь никакого характера, а быть непостоянным, прихотливым и (без злости) человеком ненадежным, умышленно создавать себе врагов, не питая ни к кому ненависти, едко высмеивать друзей, не желая обидеть их, - эта особенность кроется в [его] взбалмошном уме, отчасти прирожденном, который властвует над практической способностью суждения.
…
Книга третья о способности желания
...Там, где много аффекта, обычно мало страсти; как у французов, которые из-за своей живости непостоянны в сравнении с итальянцами или испанцами (а также индийцами и китайцами), которые в своей злобе тоскуют о мести, а в своей любви постоянны до безумия. - Аффекты честны и открыты, страсти же коварны и скрытны. Китайцы упрекают англичан в том, что они необузданны и вспыльчивы («как татары»), а англичане упрекают китайцев в том, что они настоящие (но спокойные) обманщики, которые в своей страсти не обращают внимания на этот упрек. Аффект следует рассматривать как опьянение, которое проходит после сна, а страсть - как безумие с его навязчивым представлением, все глубже проникающим в душу.
…