Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано.
Начинаться оно должно в игре. Ребёнку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки, и он играет.
С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Мы перечислим несколько видов детской работы, рассчитывая, что каждая семья в зависимости от условий своей жизни и возраста детей сможет исправить и дополнить этот список.
1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире.
2. Вытирать пыль на подоконниках.
3. Накрывать на стол перед обедом.
…
8. Кормить котёнка или щенка.
9. Держать в порядке умывальник, покупать мыло, зубной порошок, бритвенные ножи для отца.
10. Производить полную уборку в отдельной комнате или отдельной части комнаты.
…
14. Заботиться об украшении комнаты портретами, открытками, репродукциями.
15. Если в семье есть огород или цветник, отвечать за определённый его участок как в плане посева, так и ухода за ним и сбора плодов.
…
22. Помогать матери или сестре в определённых хозяйственных функциях.
Каждая семья найдёт у себя очень много подобных работ, более или менее интересных и посильных. Конечно, нельзя ребёнка загружать чрезмерным количеством работы, но во всяком случае необходимо, чтобы не бросалась в глаза разница в трудовой нагрузке родителей и в трудовых нагрузках детей.
Спрашивается: какими мерами можно и должно вызывать у ребёнка то или другое трудовое усилие? Меры эти могут быть самые разнообразные. В раннем детстве, конечно, многое ребёнку нужно и подсказать и показать, но вообще необходимо считать идеальной формой, когда ребёнок сам замечает необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда её сделать, когда он по собственной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу. Воспитать такую готовность к труду, такую внимательность к нуждам своего коллектива - значит воспитать настоящего советского гражданина.
В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребёнка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребёнку полную свободу выбора. Просьба и должна быть такова. Её так нужно произнести, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному доброму желанию, не побуждаемый к этому никакими принуждениями. Нужно говорить:
- У меня к тебе просьба. Хоть это и трудно, и у тебя всякие другие дела...
Просьба - самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребёнок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Только, если вы запустили дело воспитания, вам придётся иногда прибегнуть к принуждению.
Принуждение может быть различное - от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае, никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребёнка отвращение к трудовой задаче.
Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Большей частью лень у ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребёнка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.
Но, борясь с ленью, нужно бороться и с другим недостатком. Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают её без увлечения, без интереса, без мысли, без радости. Они работают только потому, что хотят избежать неприятностей, чтобы отделаться от упрёков и т.д. Такая работа часто очень напоминает усилия рабочей лошади. Такие работники могут совершенно потерять контроль над своим трудом, приучаются относиться к нему некритически. Из них вырастают люди, которые очень легко поддаются эксплуатации, которые всегда, всю жизнь только и знают, что всех обслуживают, всем помогают, даже тем, которые сами ничего не делают. В Советском государстве нельзя воспитывать такую лошадиную покорность, ибо у этих людей нет нравственного требования ни к своей работе, ни к работе других людей.
Правда, в нашем государстве невозможна эксплуатация человека человеком на производстве, но есть ещё очень много охотников, которые могут пользоваться чужим трудом в домашней обстановке, в быту, в семье.
Мы решительно не рекомендуем применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и её решение должны сами по себе доставлять ребёнку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребёнка за произведённую работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребёнка наказывать за плохую работу или за работу непроизведённую. Самое важное в этом случае - добиться того, чтобы работа была все-таки выполнена.
Это лишь краткая выжимка из книги А.С. Макаренко "Лекции о воспитании детей". Рекомендую прочесть её целиком.