Как я провёл

Sep 03, 2016 08:00



Давным-давно я работал в строительном тресте пробабом. Один раз брал объяснительную записку с водителя МАЗа-самосвала. Его на асфальтном заводе зело перегрузили, а когда он полез под кузов, чтоб вручную опрокинуть,


шток проткнул дыру, и кузов ухнул прямо на шофёра. Мужику повезло оказаться в щели между кузовом и рамой (МАЗ машина большая), обделался лёгким испугом, только задница и ноги торчали.

В объяснительной он раскрылся ещё и как писатель. Это вам не весёленькие "объяснялки" из сети, это был сущий ад. Как в "Криминальном чтиве" надо было переставить местами предложения, чтоб понять суть. Падежи не сочетались, предлогами он просто пренебрегал, как в телеграмме. Я уж не говорю о грамматике. И о знаках препинания я тоже не говорю. На всякий случай он их просто не ставил.
Если бы эти труды читал человек, который не принимал личного участия в извлечении их автора из-под кузова, картинка сложилась бы, например, так: "Я не виноват, просто голова оказался под кузовом, потому что не собирался отвечать, 13 тонн асфальта, кузов испорчен, а грузоподъёмность 8 тонн, а виноват оператор бетонного завода при участии главного механика треста, а я 20 лет без единой аварии проездил!

А начинается всё в школе!
Наша учительница по русскому-литературе после каждого нашего сочинения брала стопку тетрадей и зачитывала перед классом наши перлы. Мы диву давались, как мы такую чушь могли написать. А почему? А потому что писали, сами не понимая, о чём.



В пятом классе мне было дадено задание написать сочинение по картине Васнецова "Алёнушка".
А меня она вообще не вдоховляла. Сочинение получилось коротким: "Картину грустная, Алёнушка толстая". Получил два, родители в школу.

В шестом классе на каждом уроке пения мы писали мини-сочинения по прослушанной музыке. Классику мы, конечно, презирали. Сочинение: "Я ничего не понял!" Точка. Двойка. И так из урока в урок. Но надо же умнеть. Пишу так: "Музыка словно вела меня по улицам старинного города..." И такой воды ешё на страницу. Пять!

В выпускном классе сочинение на тему "Что такое любовь". И тут я реализовался! Я до сих пор горжусь тем опытом. Весь класс зачитывался моей тетрадью (никогда раньше друг у друга не читали, но про любовь-то надо обязательно!). Красиво получилось, бойко. Жаль, не сохранилось. А на выходе три. Пятёрки получили девочки, которые размазывали на пять листов "Любовь, это такое чувство, кто на испытывал, тот не знает..."

Я ни в коем случае не призываю заменять сочинения изложениями, а, тем более, тестами, как повсеместно делается.
Сочинения нужны и важны, эти навыки обязательно пригодятся. Но хорошо бы приблизить учеников к прикладной части писательского умения. Написать письмо другу (бабушке, Пушкину, Путину). Те же самые объяснительные. Записи в книгу жалоб, договор с дьяволом, описание одного собственного дня. Ну и дань современности - комментарии и посты в соцсетях:)
Самые "правильные" школьные сочинения, это, на мой взгляд, "Как я провёл лето". Тут ученик точно знает, что он пишет.
Сочинения же по классике литературы, которые дети на половину не читали, а половина тех, кто читал - не поняли, это пустое марание бумаги. Так и появляется "Из-за угла выскочило татаро-монгольское иго". Вот если сочинительские навыки хорошенько потренировать на кратких жанрах, которые ближе школьникам, то можно браться и за Тургенева с Достоевским. И обязательно браться!

СЕГОДНЯ, КАК И ВСЕГДА ПО СУББОТАМ, Я УСТРАИВАЮ РЕТРОСПЕКТИВУ СВОИХ СТАРЫХ ЛЮБИМЫХ ПОСТОВ. ЕСЛИ ВЫ ЛОВИТЕ СЕБЯ НА МЫСЛИ, ЧТО ПОМНИТЕ ЭТОТ ТЕКСТ, ТО ВСЁ ПРАВИЛЬНО. ОН У МЕНЯ В БЛОГЕ УЖЕ БЫЛ.

Я в сетях:




Ретроспектива

Previous post Next post
Up