ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬ

Nov 30, 2013 09:15

Латышев Олег Юрьевич, канд.филол.наук, вед. науч. сотр.
лаборатории «Школьная медиатека» Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), Москва. papa888@list.ru

Средствами информационных технологий достигается существенная поддержка дистанционных курсов для педагогов интернатных учреждений. Мы вырабатываем и используем ряд существующих методов и подходов для надлежащей организации таких курсов.
MAIN METHODS TO CREATING DISTANTIONAL COURSE FOR INTERNATS PEDAGOGS IN THE ORPHANS SOCIAL ADAPTATION BY THE INFORMATIONAL TECHNOLOGIES
Latyshev Oleg Ju. Ph.D., leader scientific worker of Institute of content and methods of learning Russian academy of education e-mail: papa888@list.ru
Abstract:
The media of informational technologies can suppose the process of distant course for internats pedagogs. We use some methods for organizing this course.
Формирование дистанционного курса для педагогов интернатных учреждений предполагает понимание его создателем основного круга образовательных потребностей педагогов, уровня их предшествующей курсовой или прочей подготовки, количества времени и периодичности, с которой данный круг педагогов может активно участвовать в дистанционном обучении. Следует понимать, что педагоги интернатных учреждений, с одной стороны, чрезвычайно редко получали первичную подготовку (в педагогическом училище, техникуме или ВУЗе), в полной мере соответствующую занимаемой ими ныне должности, и, с другой стороны, за время практической деятельности успели сформировать должный круг представлений о предмете, объекте и круге проблематики своей педагогической деятельности. Это может найти объяснение в таком несколько иррациональном факте, что, несмотря на многодесятилетнюю историю существования интернатных учреждений в нашей стране, ВУЗы (и ССУЗы) так и не стали готовить специалистов для работы именно в интернате, если не считать факультативных курсов на общих факультетах. И если педагог, пришедший в стены интернатного учреждения, смог адаптироваться к несколько иным практическим условиям педагогической деятельности, свойственным для таких учреждений, это может означать, что ему свойственна способность к синтезу конкретных педагогических умений и представлений о среде педагогической деятельности, умение формировать эту среду или дорабатывать ее отдельные качественные звенья. То есть, в совокупности, это педагог широко мыслящий, творческий, органично сочетающий в своей работе преподносящий и деятельностный подходы в обучении и воспитании. Реже - это педагог, в сознании которого конформные, приспособительные элементы возобладали над творческой природой его сформированного педагогического сознания, и это также позволило ему влиться в систему работы интернатного учреждения, но уже путём пассивного вхождения. Будет естественно предположить, что в повседневной практике нам будут встречаться не указанные типы педагогов в «чистом» виде. Каждый реально действующий педагог будет в различных пропорциях сочетать в себе как волевые элементы средообразующего плана, так и приспособительные элементы, для того чтобы коллектив интерната в процессе общей продуктивной работы приобретал определённое лицо. Исходя из сказанного, мы можем при формировании организационных основ дистанционного курса, а также его содержательного наполнения, опираться практически в равной мере как на творческую природу потенциальных обучающихся, так и на хорошо выраженные приспособительные возможности каждого такого обучающегося.
При организации курса дистанционного обучения интернатных педагогов необходимо прежде всего определиться с основными условиями, соблюдение которых обязательно для формирования у обучающегося педагога знаний и практических умений, в равной мере соответствующих удовлетворению как потребностей образовательного процесса учреждения, так и его личных ожиданий от хода учёбы. В частности, помощи со стороны ведущего курсы дистанционного преподавателя и предлагаемого им для самостоятельного изучения круга материалов непосредственной помощи в разрешении ряда сложных ситуаций, характерных для педагогической деятельности, ранее считавшихся неразрешимыми. Либо требовавшими прилагать к их разрешению непропорционально много времени, усилий, финансов и прочих активов, которые было бы разумнее использовать в других областях жизни интерната или, по крайней мере, частной жизни педагога. Её качество в конечном итоге также будет сказываться на характере участия данного педагога в образовательном процессе, характерном для всего интернатного учреждения. Поэтому эффективность курса будет не в последнюю очередь определяться тем, насколько предложенные в нём для освоения знания позволяют интенсифицировать образовательный процесс, сделать его более гибким, развёрнутым, способным отражать растущую вариативность образовательных потребностей воспитанников и учащихся, профилирование обучения, общую направленность интерната, если такая определена уставом учреждения и реально складывающимися интернатными традициями.
Следует также понимать, что дистанционный курс может быть выстроен не только по принципу всеохватности, задействовав тотально звенья педагогического коллектива интерната с выходом на его управленческую бригаду (администрацию). К участию в курсах могут быть приглашены сотрудники не только одного конкретного интерната, а различных. Это предполагает дополнительное профилирование курса, так называемые подпрофили. Они позволяют учитывать уже не только характер деятельности учреждения в целом, но и круг задач конкретного должностного лица с учётом особенностей контингента, направленности работы и выше упомянутых сложившихся традиций учреждения. Это особенно необходимо учитывать для того, чтобы никакие звенья учебного процесса не оказались неэффективными. Случалось видеть, как в группу из ста сотрудников интернатных учреждений на курсе «Проблемы и перспективы развития образовательных учреждений интернатного типа», общий объём курсовой подготовки которых составил 32 часа, было включено два специалиста из интерната для слабослышащих детей. На этом основании устроители курсов решили большую часть лекционного и практического времени отдать преподавателям коррекционной педагогики, работающим по профилю слабослышащих детей. Это вызвало в кругу обучающихся вполне объяснимое недоумение, потому как трудно отрываться от образовательного процесса того характера, который присущ их учреждениям. И для того только, чтобы в порядке общего развития получать знания и умения, которые никогда не доведётся применить на практике большинству из присутствующих. Но что еще важнее - при этом шло, естественно, острое недополучение тех знаний, которых так долго ждали собравшиеся на курсах педагоги. Устранимы такие недочеты, прежде всего, профилированием содержания курсовой подготовки и введением разбивки содержательных компонентов на общие и групповые. Например, вводная часть, полезная для широкого круга обучающихся, может быть тождественна для всех. Может быть и ниже лежащий уровень, насчитывающий незначительное количество отличий в плане изучаемого материала, за которыми будут просматриваться уточняемые составляющие, с каждым новым циклом обучения всё в большей мере отличающиеся для различных групп обучающихся педагогов. Более того, отличия в содержании могут основываться не только на профиле работы каждого конкретного педагога или на уровне его предшествующей подготовки, опыта и продолжительности работы по данному профилю. Контентное наполнение должно учитывать также и максимальную вариативность потребностей отдельных обучающихся, сталкивающихся с изучаемыми педагогическими ситуациями в различной последовательности. Соответственно, ведущий дистанциолнного курса должен быть готов корректно ответить на самые неожиданные вопросы, даже если, с его точки зрения, время для изучения данного материала ещё не подошло. Его творческая, логическая, тьюторская задача - проявить и смекалку, и предупредительность по отношению пусть даже к опытному педагогу, но столкнувшемуся с такими трудностями, которые для его однокурсника могут оказаться давно пройденным этапом. Обучающиеся на дистанционном курсе педагоги должны иметь возможность быстро выбирать необходимые им аспекты рассмотрения конкретных ситуаций и проблемных вариаций. А также пользоваться некими образцами заранее разработанных предложений для быстрого возвращения их в желаемое процессуальное русло. Конечно, трудно предусмотреть все сколько-нибудь оригинальные запросы обучающихся педагогов, это стало бы свидетельством гениальности преподавателя, ведущего дистанционный курс. Однако уже предусмотрев блог или форум, и сориентировав на участие в нём как всех обучающихся, так и коллег, преподающих в ходе проведения курсовой подготовки, этот преподаватель может решить или предупредить значительное количество вопросов, возникающих в ходе курсовой практики.
При всей вариативности курсов необходимо единство их идеологии, стратегии, способа изложения материала, характера контрольных заданий и оценки выполнения. Это позволит каждому обучающемуся, по мере надобности, подключаться к каким бы то ни было параллельным темам или формам обучения, освоение которых не было бы затруднительным ни в отношении интерфейса, ни по логическому построению сетевых страниц родственных курсов.
Структура и содержание дистанционного курса определяются с учётом объёма и характера подготовки обучающихся. При проверке заданий каждого курса проверяется, во-первых, то, насколько педагоги владеют базовыми «объективизированными» знаниями и познавательными процедурами. Во-вторых, выявляются более сложные для проверки элементы подготовки, связанные с «субъективными» слагаемыми педагогического знания, различными их возможностями объяснения анализируемых в ходе курса педагогических ситуаций. Курс дистанционного обучения имеет определённую специфику и в том, что касается форм заданий. Наиболее уместным представляется сочетание заданий разных типов и уровней сложности. К формированию набора проверочных заданий могут быть приглашены педагоги, практикующие одновременно с ходом курсовой подготовки. Это позволит охватить наиболее широкий круг злободневных для сегодняшнего педагогического процесса тем и проблем, повысить качество знаний, приобретаемых педагогами во время прохождения курса, и также востребованность курса в педагогической среде в дальнейшем.
Литература:
1. Кобельков Н.О. Дидактическая сертификация дистанционных обучающих систем, реализующих активные виртуальные методы профессиональной подготовки// Инновации в образовании.- 2005.- №4.- С. 37-42
2. Куперман И.А. Государственное признание дистанционного образования за рубежом// Инновации в образовании.- 2005.- №2.- С.39-42
3. Модель региональной системы дистанционного повышения квалификации работников образования// Информатика и образование.- 2004.- №12.- С.18-22.
4. Монахов В.М. Проектирование современной модели дистанционного образования// Инновации в образовании.- 2005.- №4.- С. 150-153.
5. Никитин Н.В.: в дистанционном обучении заложен огромный потенциал// Высшее образование сегодня.- 2005.- №3.- С.18-21.- [Технология дистанционного обучения может использоваться во всех формах обучения]
6. Обеспечениекачества дистанционного обучения: вызов тем, кому это адресовано// Телекоммуникации и информатизация образования.- 2005.- №4. - С. 124-127.
7. Подходы к изучению и оценке качества академического обучения в курсах дистанционного (электронного) образования// Телекоммуникации и информатизация образования.- 2005.- №4.- С. 123.

информационные технологии, дети-сироты, интернет-проект, информационно-коммуникационные технологи, детский дом, учитель, воспитатель, дистанционное обучение, дистанционный курс

Previous post Next post
Up