КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Nov 29, 2013 21:14

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Латышев Олег Юрьевич, канд.филол.наук, вед. науч. сотр.
лаборатории «Школьная медиатека» Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), Москва. papa888@list.ru
Социальная адаптация детей-сирот представляется нам одной из наиболее важных составляющих работы детского дома. Мы предлагаем решать эту проблему с использованием дистанционного курса для педагогов интернатных учреждений при поддержке информационных технологий.
VALUES CRITERIES OF RESULTS DISTANTIONAL COURSE FOR INTERNATS PEDAGOGS IN THE ORPHANS SOCIAL ADAPTATION
Latyshev Oleg Ju. Ph.D., leader scientific worker of Institute of content and methods of learning Russian academy of education e-mail: papa888@list.ru
Abstract: The social adaptation of orphans is most important part in the work of the orphanage. We decide this problem of distant course for internats pedagogs by the media informational technologies.
Организация дистанционного обучения педагогов интернатных учреждений характеризуется рядом особенностей. Они продиктованы, прежде всего, условиями, в которых работают этим специалисты, контингентом учащихся интернатного учреждения, распорядком работы интерната. В то же время, нам представляется излишним вырабатывать особые подходы к формированию критериев результативности дистанционного курса, в тех случаях, когда его результаты оцениваются в полном соответствии с критериями результативности курса обучения педагогов обычных школ. Поскольку они хорошо разработаны, наша задача намного уже - предстоит лишь уточнить существующие критерии, и выработать новые по тем направлениям, которые представляются несущественными для других типов образовательных учреждений, или же вообще им не свойственны, но при этом очень важны для интернатной педагогической практики.
Видится целесообразным исходить из понимания того, помог ли дистанционный курс усовершенствовать представление педагогов интернатов о том, что представляет собой процесс социальной адаптации детей-сирот? Каковы особенности его организации, какие мероприятия характерны для полной и верной организации данного процесса? Важно пройти практикум с вовлечением педагогов в сетевые ролевые игры, позволяющие каждому такому педагогу представить себя в роли ученика или воспитанника. В этом случае педагог сможет проникнуться пониманием, из чего проистекают основные сложности адаптационного процесса, с чем они наиболее тесно связаны, и как повлиять на то, чтобы ослабить или даже полностью ликвидировать затруднения, встречающиеся у воспитанника на адаптационном пути, повысить его адаптивность в условиях окружающей природно-социальной среды в принципе. Если наше целеполагание в ходе организации дистанционного обучения педагогов было верным, и опиралось на реалистические представления о состоянии сознания педагогов и соответствии профиля курса кругу обучающихся, об уровне их подготовки, то результаты могут быть достигнуты и оцениваться, в первую очередь, согласно критерию завершённости. Данный критерий базируется на соответствии результата обучения основным требованиям к уровню и полноте получаемых знаний и практических навыков педагогической деятельности, которые могут быть в конечном виде применены в реально текущем педагогическом процессе. Этот критерий жизненно необходим. Потому что подготовка специалистов на многих курсах повышения квалификации педагогов интернатных учреждений, независимо от того, очно или дистанционно они проводятся, в ряде случаев ограничена по времени. При этом она требует привлечения дополнительных учебных и практических ресурсов со стороны обучающегося за пределами курса обучения, прежде чем его результаты могут быть применены в повседневной работе. При организации очного обучения иногда приходится поступаться завершённостью процесса передачи и получения знаний, а также формирования навыков практической работы. Это может происходить по причине невозможности для обучающихся педагогов надолго оставить своё рабочее место, высокой занятости работающих на курсах преподавателей, дороговизны проживания и питания на месте учёбы, и т.п. И критерий завершённости в процессе оценки результатов очного обучения может прозвучать некорректно. Завершённость будет, как правило, недостижима в силу указанных выше причин, в то время как содержание курсов будет объективно полезным для каждого обучающегося, и силами каждого из них найдёт свое место в образовательном процессе учреждений. Что же касается дистанционной формы обучения, то критерий завершённости представляется уместным именно в данном случае, поскольку дистанционный характер обучения позволит не сгущать без надобности учебный материал, а плотность его восприятия, дозировка каждым обучающимся будет выбираться индивидуально и практически самостоятельно. Конечно, у каждого курса есть свои сроки, но по своей традиционной продолжительности и они, как правило, несопоставимо больше срока очного курсового обучения, что также позволит без надобности не уплотнять материал, к тому же небольшими порциями проверяя его достоверность и полезность в повседневной интернатной педагогической практике. И, наконец, дистанционно обучающиеся педагоги, среди которых, как правило, подавляющее большинство женщин, могут не отвлекаться на решение нестандартных бытовых проблем, свойственных переезду из города в город. Например, на обучение в областной, краевой, республиканский центр, а уделить высвобождаемое от этого время углубленной практике работы с воспитанниками и учащимися.
Критерий завершённости наиболее тесно соприкасается по своему смысловому содержанию с традиционным (как для оценки результатов очного, так и заочного обучения) критерием полноты реализации проектного замысла. Их сближает совокупная возможность оценки того, насколько в полученном при проектной деятельности продукте нашли воплощение исходные цели, прин¬ципы, требования к качеству, все ли задачи оказались решены. Однако исходные цели и принципы, оцениваемые критерием полноты реализации проектного замысла, чаще всего могут и не предполагать завершённости в содержании учебного процесса, в то время как изучение отдельного раздела или аспекта педагогической деятельности будет достаточном основанием для представления о полноте реализации проектного замысла. Вторым существенным отличием этих практически рядоположенных критериев выступает обязательная для значения критерия завершённости выработка у обученного на дистанционных курсах педагога способность применить на практике все полученные знания и сформированные навыки. Если опуститься до примера из сферы быта, то оценка по критерию полноты реализации проектного замысла может приводить к сдаче в эксплуатацию жилого дома, вселившись в который, жильцы ещё много лет будут устранять недоделки, недочёты, недостатки. Подрядчик уложился в смету, комиссия приняла объект, но смотрела при этом не на то и не туда, и людям легче от полноты реализации проектного замысла не стало. Что же касается оценки по критерию завершённости, это сопоставимо со сдачей объекта «под ключ», в котором нет необходимости до бесконечности возвращаться к устранению недочётов, а решать задачи следующего уровня. В интернатном учреждении, где совершенно некогда останавливаться на теоретических пассажах, а практика работы круглосуточна и круглогодична, это наиболее важно.
Также для оценки качества дистанционного курса интернатных педагогов необходимо доработать путём синтеза существующий критерий социальной значимости. Количественно - до значимости в микросоциуме, которым в данном случае представляется нам интернат. Значимость для общества в целом может существовать и быть очень высока, но, как это бывает в большинстве курсов, размывается, теряет конкретные очертания, доходя до повседневной интернатной практики. Именно значимость в микросоциуме интерната, а не просто социальная значимость предполагает целостный учёт принципиальных требований, предъявляемых к подготовке педагога многоплановой и непредсказуемой жизнью интерната. Качественно же критерий социальной значимости на пути к критерию значимости в микросоциуме должен срастись с ещё одним традиционным критерием - практической значимости. Под этим понимается, что любые знания и навыки, получаемые на курсах педагогом, должны носить сугубо практико-ориентированный характер. Это необходимо, потому что многие педагоги работают круглосуточно, и даже более того, и для теоретического осмысления и какой бы то ни было адаптации полученных знаний ни времени, ни сил у педагога нет, и, скорее всего, уже никогда не будет.
Итак, наряду с бытующими критериям полноты реализации проектного замысла, соответствия контексту проектирования, культурному аналогу, степени новизны, гуманитарности, эстетичности, удовлетворенности участием в курсовой подготовке, степени освоения процедур курсового проектирования, мы предлагаем учесть ещё и критерии завершённости и практической значимости в микросоциуме. Последние представляются нам также важными для того, чтобы эффективность курсов дистанционного обучения педагогов интернатного учреждения была максимально высокой. Безусловно, к числу выше приведённых критериев оценки результативности курса следует добавить также широко практикуемые критерии наличия у участников потребности в дальнейшем развитии сво¬его опыта курсовой подготовки и становления социального партнерства. Мы стремимся учесть их при оценке всех существующих дистанционных (а также очных) курсов, которые не в последнюю очередь способствуют укреплению связей между сотрудниками различных интернатных учреждений, одновременно проходивших курсовую подготовку. Как показала практика, крепнет при этом и Российская детдомовская семья в целом. Родственные задачи, решаемые интернатными учреждениями различных видов, способствуют консолидации сил педагогов, и ускорению роста непосредственных практических достижений - межрегиональных и региональных групп.
Литература:
1. Богачков Ю. Клиент дистанционного обучения со встроенными функциями оценивания//Новий колегіум.- 2004.- №5-6.- С.92-94.
2. Данилов Д.В. Дидактические основания дистанционного обучения/Д.В.Данилов, Г.А.Кулик// Телекоммуникации и информатизация образования. - 2005. - №3.- С.87-90.
3. Дерешко Б.Ю. Системы дистанционного обучения в российском образовательном пространстве// Телекоммуникации и информатизация образования.- 2005.- №3.- С.43-60.
4. Ильин В. Проблемы оценки показателей качества дистанционного образования// Информатика и образование.- 2005.- №9.- С.8-10.
5. Канаев В.И. Реализация дидактических принципов в системе дистанционного обучения// Инновации в образовании.- 2005.- №3.- С.50-57.
6. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. - Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
7. Хуторской А.В. Типы дистанционного обучения // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 8 декабря http://www.eidos.ru/journal/1999/1208-01.htm.

воспитание, дети-сироты, педагог, тьютор, детский дом, учитель, дистанционное обучение, школа-интернат

Previous post Next post
Up