КИНООБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАПЕДАГОГИКА НА СЛУЖБЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Dec 06, 2013 16:27

КИНООБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАПЕДАГОГИКА НА СЛУЖБЕ КРАЕВЕДЕНИЯ
В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Ю.В. Гоготова, О.Ю. Латышев.
КОУ Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова
Воронеж
Москва
Трудно переоценить роль кинообразования, включаемого в процесс интернатной работы по краеведению. Ни один учитель не ограничивается здесь демонстрацией воспитанникам фильмов учебного назначения с его последующим коллективным анализом. Сообразно следованию деятельностному подходу в обучении, мы приглашаем наших учеников и воспитанников самим становиться режиссёрами, авторами сценариев, видео-операторами и монтажёрами фильмов. Это позволяет им обрести новый уровень мотивации к учебной деятельности, или же собственно мотивироваться к постижению учебного материала тем из них, у кого этого не было в принципе. Самой теме краеведения, без увлекательной подачи информации педагогом с использованием медиаобразовательных технологий, иногда достаточно сложно занять в сознании воспитанников интерната сколько-нибудь серьёзное место. История родного края со всем свойственным ей обилием дат, имён, топонимических объектов и т.д. высокого ученического энтузиазма может и не вызывать. Тем более, что никто не отменял традиционных уроков истории, добросовестная подготовка к которым занимает у учащихся, к тому же и педагогически запущенных, немало времени, сил и терпения. Урок «Краеведение», отражающий наличие местного компонента образовании, как правило, не насчитывает в учебной сетке значительного количества часов. Соответственно, краеведческая деятельность школы-интерната восходит либо к факультативному уровню, либо стремится занять определённое место во внеурочных мероприятиях. И лишь в присутствии очень увлечённого темой краеведения педагога возможен выход этого направления ученической деятельности далеко за указанные рамки, способность стать «кровью и плотью» времяпровождения по их собственному выбору. Будь это турист с многолетним стажем участия в походах особой сложности или увлечённый работник музея, создающий для воспитанников школы-интерната школу юного экскурсовода [15], в любом случае - этот педагог вольно или невольно побуждает воспитанников интерната не только отдать этому занятию всё имеющееся свободное время. Но и прилагать титанические усилия для того чтобы времени для занятия любимым делом стало как можно больше. Каким образом это может у них получаться? Во-первых, ученик может договариваться с учителем о том, чтобы в случае ускоренного выполнения им общего для класса задания на уроке ему предоставлялась возможность выполнить ещё и какое-то интересное для него задание для кружка, секции или факультатива по туристско-краеведческому направлению. Во-вторых, он же во время занятия на соответствующем факультативе может предпринимать шаги для более глубокого усвоения предлагаемого учителем материала, чтобы выйти на уровень ассистента, лаборанта, инструктора, или, в конце концов, первого помощника педагога в его основной работе. И, наконец, в-третьих, особо заинтересованный в результатах туризма и краеведения ученик (воспитанник) может в личное время делать всё для того, чтобы и своих товарищей по классу (группе) расположить к занятиям туристско-краеведческого направления. Соответственно, сможет сложиться ситуация, когда именно стараниями наиболее преданного делу туризма и краеведения ученика процесс освоения навыков краеведческого мастерства и во всём классе (группе) пойдёт значительно быстрее, сложится добротная инициативная группа для походов, занятий школы юного экскурсовода, журналиста и т.д. И именно инициаторы этой деятельности в интернате как раз и могут стать авторами первого фильма об общих успехах на туристско-краеведческом поприще. Как правило, одним фильмом и даже конкретным делом, которому этот фильм посвящается, также никто ограничиваться не согласен. Доводилось сталкиваться со случаями, когда в виду болезни, внеочередного отпуска или выбытия любимого педагога туристско-краеведческого профиля воспитанники постоянно спрашивали представителей администрации интерната: будет ли с ними кто-то ещё этим заниматься, или всё окончилось безвозвратно? Столь велико оказалось чувство тревоги, вызванной даже относительно кратковременным отсутствием не столько специалиста, сколько Человека в образе педагога. Это ещё раз свидетельствует о том, как своевременно приход туриста или краеведа на работу в интернат размыкал рамки привычного для детей способа мировосприятия, помогал ставить новые планки формирования профессиональной карьеры, обретать новый жизненный смысл, наконец. А в совокупности - содействовал надлежащей социализации воспитанников.
Воронежская школа-интернат №1 для детей-сирот работает над проблемой социализации воспитанников, созданием условий для адаптации выпускников к жизни в обществе. Поэтому перед учителями стоит задача организовать учебную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться и раскрываться как творческая личность. Решение этой задачи требует творческого подхода к организации учебной деятельности, поиску новых форм и методов работы. Одной из наиболее перспективных форм деятельности как раз и видится нам туристско-краеведческая деятельность при поддержке кинообразования и медиапедагогики. Как утверждает В.Н. Ильин, «мы видим своей задачей своевременно откликнуться на ожидания наших воспитанников, и поставить на службу их социализации средства экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности. Организация любого инновационного начинания требует от его авторов щепетильного похода, рассмотрения всех встречающихся на пути нюансов в организации деятельности по изучению избранного объекта. И это особенно важно, когда в роли такого объекта выступает социализация детей-сирот - категория исключительно не умозрительная, а безотлагательно необходимая в существующих реалиях Российского (и не только) современного общества» [8].
Как база для возникновения и развития медиаобразования, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют неоспоримо важную роль в процессе социализации человека. На сегодняшний день ни одно образовательное или любое другое учреждение не обходится без того, чтобы не воспользоваться преимуществами информационных технологий. Компьютеры и различные средства мультимедиа позволяют облегчить и сделать доступным образовательный процесс и процесс социализации в целом. Медиапедагогика, изучая, с одной стороны, медиаобразование, а медиаграмотность - с другой, в понимании многих специалистов реализует эти стороны как тождественные друг другу. Медиаобразованные воспитанники школы-интерната не только сформируют на основе развитого критического мышления чёткую жизненную позицию по дискуссионным вопросам своих исторических корней, традиций родного народа, истории города или села в котором живут. Они ещё и обретут определённый медиа-иммунитет в отношении медиа-продукции, призванной расшатывать, ставить под сомнения ведущие ценности в сознании юного гражданина. Критическая автономия мышления каждого выпускника интерната позволит ему сохранить стройность мыслей и чёткость своей жизненной позиции даже и тогда, когда воспитатели и учителя, готовые что-то важное подсказать, посоветовать в трудную минуту, по тем или иным причинам уже будут для него недосягаемы. Оказавшись один на один с медиа-продукцией сомнительного качества, выпускник сможет применить ранее сформированную у него в процессе медиаобразования (которое в данном проявлении уже намного шире и глубже понятия «медиаграмотности») чёткую позицию в анализе медиатекстов, высказать недвусмысленные в своей независимости суждения.
Интернет, средства мультимедиа, дистанционные образовательные технологии, сетевое взаимодействие - это то, что является неотъемлемой частью современной жизни. Соответственно, процесс социализации на данный момент немыслим без применения инструментов ИКТ. В данной связи М.А. Черняк пишет, что «моделируя информационно-образовательное пространство учреждения на основе новых информационных технологий, мы понимаем сущность Интернет-технологий как средство социальной адаптации социально незащищенных детей. Прослеживается появление в сети Интернет новых форм и видов образовательных ресурсов, в различной мере и степени ориентированных на нужды детей-сирот и других групп социально незащищенных детей. Такими ресурсами обслуживаются различные аспекты процесса воспитания и социального образования. Существуют особенности эффективной работы информационно-образовательного пространства для воспитанников и сотрудников, а также администраций сиротских учреждений различного уровня и способа организации» [19].
Темпы технологического развития ускоряются с каждым годом. Различные информационные технологии позволяют человеку, не выходя из дома, общаться с друзьями, обучаться, работать, путешествовать. При эмоционально-смысловом соотнесении экранного повествования с основами формирующегося юношеского мировоззрения отрабатывается алгоритм развития аудиовизуального восприятия у воспитанников. Персональные компьютеры становятся все компактнее, что позволяет человеку не расставаться с ними, где бы он ни был. Уже изобретены поистине гигантские хранилища памяти, вместимость которых измеряется петабайтами [1]. Особенно информационные технологии коснулись, а если точнее, стали неотъемлемой частью жизни молодежи, которая теперь именуется «поколением Google». Постоянное состояние необходимости воспринимать и своевременно анализировать встречающиеся на жизненном пути медиа-объекты вырабатывают в сознании детей и подростков готовность к ускоренному осмыслению преподносимого материала.
Однако, казалось бы, исключительно позитивные передовые технологии имеют и обратную сторону. Лишь малая часть молодого поколения задумывается о том, как правильно пользоваться плодами научно-технического прогресса. Остальные же под воздействием информационных благ растут равнодушными, малоактивными и несамостоятельными. Над этим и стоит задуматься. Как пишет Е.А. Байер, «виртуальное пространство, формируемое на основе учебного материала, представляет собой квинтэссенцию человеческого опыта по затрагиваемой проблеме, в лучшем случае - изложенную доступным для восприятия ученика языком и проиллюстрированного надлежащим образом. Сознание далеко не каждого современного ученика, в силу массированного психофизиологического социального прессинга, способно усвоить концентрированный на диске учебный материал. Ведь это, как правило, далеко не параграф обычного учебника - ни по объему, ни по характеру изложения. Поэтому, прежде чем такой материал будет представлен ученикам для самостоятельного изучения, учителю необходимо критически осмыслить и адаптировать необходимые разделы». [20].
Процесс усвоения ребенком социального опыта, так или иначе, происходит не только в организованной семейной среде, но и через средства массовой информации, особенно через Интернет. Интернет доступен практически в любой точке планеты, поэтому влияние «всемирной паутины» отрицать невозможно, как и то, что ее воздействие может иметь не только позитивные, но и негативные последствия. С какими бы медиа-продуктами ни имел дело растущий гражданин, он всегда будет стремиться сопоставлять увиденное со своим собственным, пусть пока ещё и достаточно скромным, жизненным опытом. Рассматривая это как невольный автобиографический (личностный) анализ медиатекста, мы готовы сказать, что воспитанник интерната не всегда будет выражать готовность слепо следовать за героем медиа-продукта, каких бы проявлений характера тот ни демонстрировал. Если воспитанник занят туризмом и краевдением, у него появляется возможность при поддержке со стороны педагога знакомиться с медиатекстами высокого качества, и исключительно на их основе формировать собственное мировосприятие.
Как и все новое, информатизация социального пространства привлекает и облегчает общение и процесс обучения, но в то же время имеет свои «подводные камни».
Являясь участником и активным пользователем социальных сетей, ребенок может расширить круг своих интересов, обрести новых знакомых. Однако здесь его подстерегает определенная опасность: он может попасть под влияние отдельных неформальных групп, целью которых является вовлечение человека во что-то аморальное или противозаконное. Профилактическим средством в данном отношении может выступать идентификационный анализ медиа и медиатекста, позволяющий воспитаннику распознавать в медиа-объектах скрытые сообщения, способствующие снижению в его восприятии уровня значимости каких-либо объективных опасностей или исходящих от отвечающих за него взрослых предостережений, убеждений. Либо упрощающие решения проблем, которые на самом деле требуют от воспитанника значительно больше усилий, времени, самодисциплины и иных средств корректного достижения поставленной им цели. Поэтому основная задача учителей и воспитателей в условиях развития информационного общества - научить подрастающее поколение грамотно использовать возможности ИКТ, подчинить информационные технологии себе, а не попасть, наоборот, под их влияние. «В виду сказанного, - убеждённо продолжает развивать свою мысль Е.А. Байер, - необходимо сплочение контакта учителей и психологической службы учреждения, в результате чего могли бы быть предсказаны даже малейшие нестыковки в процессе преподавания и усвоения материала учащимися. Другой вопрос, всегда ли в учреждении есть даже один психолог? И есть ли у него физическая возможность посвятить себя, помимо всего прочего, еще и этому?» [20].
Соответственно, «первые шаги» ребенка во «всемирной паутине» должны контролироваться взрослым и идти вместе с усвоением понятий «хорошо» и «плохо». Здесь поможет выработка у воспитанника навыка ведения герменевтического анализа культурного медийного контекста, в хоже которого авторская интерпретация происходящего на экране так и будет оставаться авторской, в сознании же воспринимающих эту информацию воспитанников будет формироваться собственное, обособленное видение, а также способность привести оригинальную интерпретацию увиденного.
Опыт нашей работы показывает, что современные дети неплохо владеют компьютерной техникой и средствами ИКТ, но не в должной мере обладают информационной грамотностью, что не способствует их полной социализации в современном обществе. Для решения этой проблемы, в свою очередь, следует формировать у детей навыки ведения идеологического анализа медиа, который будет способствовать отчленением видения общественных процессов, которое может навязываться тем или иным медиа-продуктом, и выработкой собственного представления о происходящих в обществе процессов, с которыми выпускнику интернатного учреждения предстоит ежесекундно соотносить свои мысли, чувства и действия. Тем более, если он сам собирается становиться автором медиа-продукции какого-либо плана. За красиво прорисованным видеосюжетом, «нагруженным» умело подобранным мотивирующим музыкальным сопровождением может скрываться пропаганда межнациональной розни, расовой ненависти, пропаганды религиозной нетерпимости и прочее. Задача педагога, занимающегося с воспитанниками краеведением посредством медиаобразования, своевременно помогать детям расставлять соответствующие акценты. И не навязывая своей позиции, тем не менее помогать в дискуссионном режиме найти пути выработки адекватного человеческого отношения к увиденному и услышанному.
На сегодняшний день недостаточно просто уметь работать с компьютером. Необходимо иметь хорошие знания ИКТ и уметь воспользоваться тем или иным программным продуктом в зависимости от желаемой конечной цели. Важно умение выделить нужную информацию (в том числе из Интернет-пространства). Необходимо уметь эффективно использовать информацию себе и другим во благо, то есть отвечать за переданную информацию и быть готовым к последствиям в зависимости от ее содержания. «Определяющая роль педагога, руководителя педагогического процесса в организации сетевой работы учащихся должна сказаться на повышении их пользовательской культуры. Словно в подтверждение этого, Дж. Донат высказывает убеждение относительно того, что качества пользователей играют главную роль в обмене информацией по сети. Наряду с этим педагогические работники облекаются повышенной ответственностью за происходящее в Интернете с участием их учащихся и воспитанников, потому как Интернет-культура, - по словам К.Янга, - явление реальное, ведь ей, "как любому сообществу, присущи свой набор ценностей, стандартов, языка, символов, к которым приспосабливаются отдельные пользователи" [21].
Эффективность использования ИКТ состоит в том, что компьютер и средства мультимедиа позволяют заинтересовать ребенка в получении различных знаний. Красиво оформленная презентация, грамотно составленный текст, умело подобранная нарезка видеоклипов - все это облегчает процесс усвоения материала. Это позволит надлежащим образом вести иконографический анализ медиатекста, в результате которого содержащееся в нём символизирующее нечто изображение может позволить воспитанникам присоединить увиденное в разработанных ими ассоциативных рядах.
Цель современного педагога - создание условий для полноценного развития личности ребенка. Однако развитие предполагает активную деятельность. В свою очередь, активно познавать, то есть осуществлять учебную деятельность, ученик будет в том случае, если ему это будет интересно, и если у него есть четкие ориентиры в учебе и в жизни. Он должен ясно представлять, как сможет самореализоваться, выразить себя. По мнению Л.Н. Макаровой, важно уже «для самой системы социализации, постинтернатной адаптации - так это развивать в воспитанниках способность максимально полного усвоения быстро поступающей извне и меняющейся по своим свойствам и качествам информации. И ещё - чётко и адекватно реагировать на характер изменения всего информационного потока, имеющего прямое касательство личности воспитанника, а затем и выпускника» [13].
Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении желаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, добьется большего в жизни, принесет больше пользы обществу. Найти достоинства, отметить положительное, похвалить сегодня - это первый этап нашего совместного продвижения к успеху. Затем надо подумать, как эти достоинства развивать дальше. При этом полезен культивационный анализ медиатекста, проведение которого воспитанниками будет способствовать максимально чёткому обозначению ими своих взглядов, сформированных на их основе мнений и предпочтений в различных сферах общественной самореализации, ожиданий в социальной сфере.
Использование проектно-исследовательских технологий обучения наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в субъект деятельности, который вместе с педагогом и самостоятельно вырабатывает и закрепляет умение работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве: овладевать таким образом новым знанием, включающим не только школьное образование. При этом в нём формируется способность ещё и к ведению этического анализа медиатекста, Какие этические, моральные принципы воспитанников получают условия для наиболее быстрого и комплексного развития в результате знакомства с тем лили иным медиатекстом? Отвечая на этот вопрос, воспитанник демонстрирует своё устремление к духовной зрелости, способность определять уровень значимости того или иного медиатекста для его собственного развития, и тем более - для его младших товарищей. И, если это необходимо, во время вынужденного отсутствия взрослых самостоятельно выключать канал с неподобающим медиа-содержимым, а также контролировать процесс знакомства с медиатекстами у своих младших братьев и сестёр. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ребенка к рефлексивному восприятию материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Как полагает О.Ю. Латышев, «В тех же случаях, когда данные из различных источников в противоречие не приходят, возникает возможность дополнить их за счет друг друга, а при полном совпадении - максимально оснастить иллюстративным материалом из множественных источников, "подтягиваемых" по пути освоения межпредметных связей. Таким образом, подготавливая к публикации в сети свой проект, учащиеся отдают себе отчет в том, что с их "электронного конвейера" сходит качественно новый продукт, на сборку которого, не говоря уже о согласованиях, сопоставлениях и т.п., до них ни у кого времени не нашлось. Речь пока идет о том уровне соотнесенности содержания проекта с содержанием, предлагаемым мировой паутиной» [22].
Необходимо отметить, что проектно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется в условиях предоставления им возможности выбора тем, методов исследований, форм отчета о работе. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить проблемы проектов к жизни самого ребенка, его товарищей, сделать его работу интересной и нужной. Это возможно в условиях квалифицированного эстетического анализа, позволяющего ребёнку сделать его художественное восприятие как можно более тонким, привить хороший вкус как в отношении воспринимаемого, так и в отношении созидаемого им медиа-продукта.
Первый такой проект был проведен в рамках школьного конкурса «Заочная экскурсия по городу Воронежу». Обсудив на классном часе с учащимися возможные темы, мы остановились на теме главной улицы города Воронежа - проспекте Революции или Большой Дворянской. Итогом нашей исследовательской деятельности стал видеофильм «Прогулка по главной улице». В различных источниках ребята искали информацию о зданиях центральной улицы, их архитектуре, исторической значимости. Класс был разбит на несколько подгрупп с определенным заданием, выбранным подгруппой самостоятельно. Каждая группа отправлялась на выбранный ими исторический объект, где происходила видеосъемка. Следующим этапом нашей работы стало обобщение видеоматериалов, после чего ребята самостоятельно приступили к монтажу. Все группы занялись озвучиванием своего видеоматериала и подбором фоновой музыки. Свою работу ребята представили на суд широкой аудитории, состоящей из учителей, воспитателей и учащихся школы-интерната №1. Так произошло ещё и вовлечение воспитанников школы-интерната в «культурно-познавательный детско-юношеский социальный туризм, который, как утверждает Е.В. Пилюгина, представляется благодатным и широко направленным полем деятельности по социализации детей-сирот, поскольку мотивация детей и подростков к туристической деятельности намного выше учебной, а возможности социализации в процессе общения с людьми, не встречающимися детям в интернате, также намного выше» [15].
В рамках школьного конкурса проектов «События. Люди. Факты» мы с воспитанниками представили видеофильм «Волшебный мир танца», посвященный творчеству известного воронежского ансамбля песни и танца «Ровесник». Об этом ансамбле ребята узнали на одном из классных часов, когда мы им рассказывали о «Ровеснике», где автор этих строк занималась танцами более 10 лет. В ходе работы над проектом класс был также разбит на несколько групп. Одна группа занималась сбором информации об этом коллективе, вторая - оцифровкой старых видеокассет с записью выступлений ансамбля. На следующем этапе работы все оцифрованные фрагменты были озвучены и смонтированы самими ребятами. Презентация диска состоялась в актовом зале школы-интерната №1, куда были приглашены учащиеся других классов, педагоги школы. Давая психологическую оценку происходящего, О.Е. Крюкова пишет: «собственно информативный ряд, несущий на себе среди прочего ещё и познавательную функцию, главным образом реализует задачу психологического инструментария. Она состоит, прежде всего, в том, что воспитанники, участвующие в занятии, смогут преодолеть те комплексы, которые мешают общению... Сделают более рельефными и филигранными традиционные для них средства выражения эмоций, чувств, ощущений, умозаключений» [12].
Научив современного школьника применять достижения научно-технического прогресса, одним из которых являются средства информационно-коммуникационных технологий, мы сможем решить основную задачу современного общества: подготовить ученика как личность, способную нести ответственность за собственное благополучие, умеющую быть успешной, активной, а главное, - применить в будущей взрослой жизни все знания, умения, навыки, полученные в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петабайт // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F2%E0%E1%E0%E9%F2
2. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 144-154. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/5A839BAB821DED49.html
3. Бутов А.Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII - XIX века): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: специальность 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования> / Бутов Александр Юрьевич; [Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - М.: 2005. - 41 c.; 21 см. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/174965.html
4. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - СПб.: КАРО, 2007. - 384с.
5. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2008. - 160с.
6. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищённых детей // Материалы научно-практической конференции молодых учёных «Оценка качества образования-2007». - М., 2007.
7. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Становление информационно-образовательной среды интернатного учреждения в условиях дистанционной поддержки // Материалы XIV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2007.- Нижний Новгород, 2007.
8. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С.390-399. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/3C9E723F898E1D29.html
9. Капустина Е. Н., Латышев О. Ю. Работа социальной службы детского дома // Социальная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 88-95.
10. Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латышев О.Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.230-236.
11. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М.: Новая школа, 1994. - 320с.
12. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 400-411. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/A1A927AB1847244.html
13. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 417-428. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/11B4C826EBE82394.html
14. Максимова С.В., Латышев О.Ю. Аудио-визуальные средства повышения мотивации// Эхолот 2005 - conf.cpic.ru/echolot2005/rus/reports/theme_677.html - 20k
15. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 199-208. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/61E654C737C402F.html
16. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция / Коллектив авторов под рук. Е.Н. Шиянова. -Ставрополь 1993.-16с.
17. Цебулевская А. Г. Образование воспитанников Медведовского детского дома в контексте их социальной адаптации / Социальная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 72-77.
18. Черненок Т.Д., Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Экспериментальная работа в школе-интернате №1 г. Воронежа в 2007-2008 учебном году // Образовательные технологии ХХI века. ОТ'09. Материалы девятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. - М. 2009. - С.46-51.
19. Черняк М.А., Латышев О.Ю. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.241-252. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/E36C1DB1F982E00.html
20. Bajer E., Latyshev O. Prevention the negative consequences of using information technologies // Scientific Methodological Bulletin of the telecommunicational educational project TEP IPO ADYUTK "Mariinsky Gallery named after M.D. Shapovalenko". (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/530BEF4F4A423B8A.html
21. Латышев О.Ю. Дистанционная поддержка проектной деятельности воспитанников интернатных учреждений//Материалы 12 конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2005». - Нижний Новгород, 2005. - С.131-132.
22. Латышев О.Ю. Организация и проведение учебных Интернет-проектов и конкурсов / Школ. технологии.- 2006.- № 1.- С. 85-94.

Гоготова Ю.В., учитель информатики КОУ ВО «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», член экспериментальной группы Федеральной экспериментальной площадки ИСМО РАО, почётный член коллектива ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко». sushkovau@mail.ru
Латышев Олег Юрьевич, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования, академик МОО АДЮТК, кандидат филологических наук, основатель Мариинской галереи. 8-918-443-00-43, papa888@list.ru www.my.mail.ru/list/papa888
Аннотация. Ресурс кинообразования в изучении краеведения на базе школы-интерната для детей-сирот поистине неисчерпаем. Фильмы увиденные, созданные самими воспитанниками и показанные ими сверстникам - источник ещё и формирования гражданской позиции подрастающего поколения. Способность к многостороннему анализу медиа-ресурсов делает юных краеведов последовательными и невозмутимыми хранителями традиций своего народа, смелыми пропагандистами родной культуры.
Ключевые слова: медиаобразование, краеведение, интервью, экскурсовод, туристско-краеведческая деятельность, виды, методы логопедической работы, социализация детей-сирот, школа-интернат, логопедическое направление.
Film and Media in the Service of Local History In a boarding school for orphans
Abstract. Film resource in the study of local history on the basis of a boarding school for orphans truly inexhaustible. Films seen by the pupils themselves and shown their peers - the source of more and citizenship formation of the younger generation. The ability for a comprehensive analysis of media resources makes young ethnographers consistent and unflappable keepers of traditions of his people, courageous advocates of native culture.
Keywords: Media, ethnography, interviews, tour guide, tourism and natural history activities, types, methods, socialization of orphans, boarding school, course.
Gogotova Julia, a IT- teacher of "Boarding school № 1 for orphans and children left without parental care", a member of the International Academy of children and youth tourism and study of local region named after Alexander Ostapets-Sveshnikov, an honorary member of the team TEP IPO ADYUTK "Mariinsky Gallery named after Maria Shapovalenko", a member of the Russian orphanage’s family. sushkovau@mail.ru
Latyshev Oleg, real member (an academician) of the International Academy of children and youth tourism and study of local region named after Alexander Ostapets-Sveshnikov, scientific director of the Federal Experiment Russian Academy of Education, PhD, founder and director of TEP IPO ADYUTK "Mariinsky Gallery named after Maria Shapovalenko", head of the Russian orphanage’s family. www.my.mail.ru/list/papa888 8-919-246-87-58, 8-918-443-00-43, papa888@list.ru

информационные технологии, краеведение, интернет-проект, Латышев, Гоготова, инновационные технологии, информационно-образовательная среда, школа-интернат, туристско-краеведческая деятельность, интернет, информатизация

Previous post Next post
Up