Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами ИКТ

Dec 06, 2013 15:38

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами ИКТ

Гоготова Ю.В., учитель информатики КОУ ВО «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», член экспериментальной группы Федеральной экспериментальной площадки ИСМО РАО, почётный член коллектива ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко». sushkovau@mail.ru

Воронежская школа-интернат №1 для детей-сирот работает над проблемой социализации воспитанников, созданием условий для адаптации выпускников к жизни в обществе. Поэтому перед учителями стоит задача организовать учебную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться и раскрываться как творческая личность. Решение этой задачи требует творческого подхода к организации учебной деятельности, поиску новых форм и методов работы. Как утверждает В.Н. Ильин, «мы видим своей задачей своевременно откликнуться на ожидания наших воспитанников, и поставить на службу их социализации средства экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности. Организация любого инновационного начинания требует от его авторов щепетильного похода, рассмотрения всех встречающихся на пути нюансов в организации деятельности по изучению избранного объекта. И это особенно важно, когда в роли такого объекта выступает социализация детей-сирот - категория исключительно не умозрительная, а безотлагательно необходимая в существующих реалиях Российского (и не только) современного общества» [8].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют неоспоримо важную роль в процессе социализации человека. На сегодняшний день ни одно образовательное или любое другое учреждение не обходится без того, чтобы не воспользоваться преимуществами информационных технологий. Компьютеры и различные средства мультимедиа позволяют облегчить и сделать доступным образовательный процесс и процесс социализации в целом.
Интернет, средства мультимедиа, дистанционные образовательные технологии, сетевое взаимодействие - это то, что является неотъемлемой частью современной жизни. Соответственно, процесс социализации на данный момент немыслим без применения инструментов ИКТ. В данной связи М.А. Черняк пишет, что «моделируя информационно-образовательное пространство учреждения на основе новых информационных технологий, мы понимаем сущность Интернет-технологий как средство социальной адаптации социально незащищенных детей. Прослеживается появление в сети Интернет новых форм и видов образовательных ресурсов, в различной мере и степени ориентированных на нужды детей-сирот и других групп социально незащищенных детей. Такими ресурсами обслуживаются различные аспекты процесса воспитания и социального образования. Существуют особенности эффективной работы информационно-образовательного пространства для воспитанников и сотрудников, а также администраций сиротских учреждений различного уровня и способа организации» [19].
Темпы технологического развития ускоряются с каждым годом. Различные информационные технологии позволяют человеку, не выходя из дома, общаться с друзьями, обучаться, работать, путешествовать. Персональные компьютеры становятся все компактнее, что позволяет человеку не расставаться с ними, где бы он ни был. Уже изобретены поистине гигантские хранилища памяти, вместимость которых измеряется петабайтами [1]. Особенно информационные технологии коснулись, а если точнее, стали неотъемлемой частью жизни молодежи, которая теперь именуется «поколением Google».
Однако, казалось бы, исключительно позитивные передовые технологии имеют и обратную сторону. Лишь малая часть молодого поколения задумывается о том, как правильно пользоваться плодами научно-технического прогресса. Остальные же под воздействием информационных благ растут равнодушными, малоактивными и несамостоятельными. Над этим и стоит задуматься. Как пишет Е.А. Байер, «виртуальное пространство, формируемое на основе учебного материала, представляет собой квинтэссенцию человеческого опыта по затрагиваемой проблеме, в лучшем случае - изложенную доступным для восприятия ученика языком и проиллюстрированного надлежащим образом. Сознание далеко не каждого современного ученика, в силу массированного психофизиологического социального прессинга, способно усвоить концентрированный на диске учебный материал. Ведь это, как правило, далеко не параграф обычного учебника - ни по объему, ни по характеру изложения. Поэтому, прежде чем такой материал будет представлен ученикам для самостоятельного изучения, учителю необходимо критически осмыслить и адаптировать необходимые разделы». [20].
Процесс усвоения ребенком социального опыта, так или иначе, происходит не только в организованной семейной среде, но и через средства массовой информации, особенно через Интернет. Интернет доступен практически в любой точке планеты, поэтому влияние «всемирной паутины» отрицать невозможно, как и то, что ее воздействие может иметь не только позитивные, но и негативные последствия.
Как и все новое, информатизация социального пространства привлекает и облегчает общение и процесс обучения, но в то же время имеет свои «подводные камни».
Являясь участником и активным пользователем социальных сетей, ребенок может расширить круг своих интересов, обрести новых знакомых. Однако здесь его подстерегает определенная опасность: он может попасть под влияние отдельных неформальных групп, целью которых является вовлечение человека во что-то аморальное или противозаконное. Поэтому основная задача учителей и воспитателей в условиях развития информационного общества - научить подрастающее поколение грамотно использовать возможности ИКТ, подчинить информационные технологии себе, а не попасть, наоборот, под их влияние. «В виду сказанного, - убеждённо продолжает развивать свою мысль Е.А. Байер, - необходимо сплочение контакта учителей и психологической службы учреждения, в результате чего могли бы быть предсказаны даже малейшие нестыковки в процессе преподавания и усвоения материала учащимися. Другой вопрос, всегда ли в учреждении есть даже один психолог? И есть ли у него физическая возможность посвятить себя, помимо всего прочего, еще и этому?» [20].
Соответственно, «первые шаги» ребенка во «всемирной паутине» должны контролироваться взрослым и идти вместе с усвоением понятий «хорошо» и «плохо».
Опыт нашей работы показывает, что современные дети неплохо владеют компьютерной техникой и средствами ИКТ, но не в должной мере обладают информационной грамотностью, что не способствует их полной социализации в современном обществе.
На сегодняшний день недостаточно просто уметь работать с компьютером. Необходимо иметь хорошие знания ИКТ и уметь воспользоваться тем или иным программным продуктом в зависимости от желаемой конечной цели. Важно умение выделить нужную информацию (в том числе из Интернет-пространства). Необходимо уметь эффективно использовать информацию себе и другим во благо, то есть отвечать за переданную информацию и быть готовым к последствиям в зависимости от ее содержания. «Определяющая роль педагога, руководителя педагогического процесса в организации сетевой работы учащихся должна сказаться на повышении их пользовательской культуры. Словно в подтверждение этого, Дж. Донат высказывает убеждение относительно того, что качества пользователей играют главную роль в обмене информацией по сети. Наряду с этим педагогические работники облекаются повышенной ответственностью за происходящее в Интернете с участием их учащихся и воспитанников, потому как Интернет-культура, - по словам К.Янга, - явление реальное, ведь ей, "как любому сообществу, присущи свой набор ценностей, стандартов, языка, символов, к которым приспосабливаются отдельные пользователи" [21].
Эффективность использования ИКТ состоит в том, что компьютер и средства мультимедиа позволяют заинтересовать ребенка в получении различных знаний. Красиво оформленная презентация, грамотно составленный текст, умело подобранная нарезка видеоклипов - все это облегчает процесс усвоения материала.
Цель современного педагога - создание условий для полноценного развития личности ребенка. Однако развитие предполагает активную деятельность. В свою очередь, активно познавать, то есть осуществлять учебную деятельность, ученик будет в том случае, если ему это будет интересно, и если у него есть четкие ориентиры в учебе и в жизни. Он должен ясно представлять, как сможет самореализоваться, выразить себя. По мнению Л.Н. Макаровой, важно уже «для самой системы социализации, постинтернатной адаптации - так это развивать в воспитанниках способность максимально полного усвоения быстро поступающей извне и меняющейся по своим свойствам и качествам информации. И ещё - чётко и адекватно реагировать на характер изменения всего информационного потока, имеющего прямое касательство личности воспитанника, а затем и выпускника» [13].
Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении желаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, добьется большего в жизни, принесет больше пользы обществу. Найти достоинства, отметить положительное, похвалить сегодня - это первый этап нашего совместного продвижения к успеху. Затем надо подумать, как эти достоинства развивать дальше.
Использование проектно-исследовательских технологий обучения наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в субъект деятельности, который вместе с педагогом и самостоятельно вырабатывает и закрепляет умение работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве: овладевать таким образом новым знанием, включающим не только школьное образование. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ребенка к рефлексивному восприятию материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Как полагает О.Ю. Латышев, «В тех же случаях, когда данные из различных источников в противоречие не приходят, возникает возможность дополнить их за счет друг друга, а при полном совпадении - максимально оснастить иллюстративным материалом из множественных источников, "подтягиваемых" по пути освоения межпредметных связей. Таким образом, подготавливая к публикации в сети свой проект, учащиеся отдают себе отчет в том, что с их "электронного конвейера" сходит качественно новый продукт, на сборку которого, не говоря уже о согласованиях, сопоставлениях и т.п., до них ни у кого времени не нашлось. Речь пока идет о том уровне соотнесенности содержания проекта с содержанием, предлагаемым мировой паутиной» [22].
Необходимо отметить, что проектно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется в условиях предоставления им возможности выбора тем, методов исследований, форм отчета о работе. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить проблемы проектов к жизни самого ребенка, его товарищей, сделать его работу интересной и нужной.
Первый такой проект был проведен в рамках школьного конкурса «Заочная экскурсия по городу Воронежу». Обсудив на классном часе с учащимися возможные темы, мы остановились на теме главной улицы города Воронежа - проспекте Революции или Большой Дворянской. Итогом нашей исследовательской деятельности стал видеофильм «Прогулка по главной улице». В различных источниках ребята искали информацию о зданиях центральной улицы, их архитектуре, исторической значимости. Класс был разбит на несколько подгрупп с определенным заданием, выбранным подгруппой самостоятельно. Каждая группа отправлялась на выбранный ими исторический объект, где происходила видеосъемка. Следующим этапом нашей работы стало обобщение видеоматериалов, после чего ребята самостоятельно приступили к монтажу. Все группы занялись озвучиванием своего видеоматериала и подбором фоновой музыки. Свою работу ребята представили на суд широкой аудитории, состоящей из учителей, воспитателей и учащихся школы-интерната №1. Так произошло ещё и вовлечение воспитанников школы-интерната в «культурно-познавательный детско-юношеский социальный туризм, который, как утверждает Е.В. Пилюгина, представляется благодатным и широко направленным полем деятельности по социализации детей-сирот, поскольку мотивация детей и подростков к туристической деятельности намного выше учебной, а возможности социализации в процессе общения с людьми, не встречающимися детям в интернате, также намного выше» [15].
В рамках школьного конкурса проектов «События. Люди. Факты» мы с воспитанниками представили видеофильм «Волшебный мир танца», посвященный творчеству известного воронежского ансамбля песни и танца «Ровесник». Об этом ансамбле ребята узнали на одном из классных часов, когда мы им рассказывали о «Ровеснике», где автор этих строк занималась танцами более 10 лет. В ходе работы над проектом класс был также разбит на несколько групп. Одна группа занималась сбором информации об этом коллективе, вторая - оцифровкой старых видеокассет с записью выступлений ансамбля. На следующем этапе работы все оцифрованные фрагменты были озвучены и смонтированы самими ребятами. Презентация диска состоялась в актовом зале школы-интерната №1, куда были приглашены учащиеся других классов, педагоги школы. Давая психологическую оценку происходящего, О.Е. Крюкова пишет: «собственно информативный ряд, несущий на себе среди прочего ещё и познавательную функцию, главным образом реализует задачу психологического инструментария. Она состоит, прежде всего, в том, что воспитанники, участвующие в занятии, смогут преодолеть те комплексы, которые мешают общению... Сделают более рельефными и филигранными традиционные для них средства выражения эмоций, чувств, ощущений, умозаключений» [12].
Научив современного школьника применять достижения научно-технического прогресса, одним из которых являются средства информационно-коммуникационных технологий, мы сможем решить основную задачу современного общества: подготовить ученика как личность, способную нести ответственность за собственное благополучие, умеющую быть успешной, активной, а главное, - применить в будущей взрослой жизни все знания, умения, навыки, полученные в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петабайт // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F2%E0%E1%E0%E9%F2
2. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 144-154. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/5A839BAB821DED49.html
3. Бутов А.Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII - XIX века): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: специальность 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования> / Бутов Александр Юрьевич; [Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - М.: 2005. - 41 c.; 21 см. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/174965.html
4. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - СПб.: КАРО, 2007. - 384с.
5. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2008. - 160с.
6. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищённых детей // Материалы научно-практической конференции молодых учёных «Оценка качества образования-2007». - М., 2007.
7. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Становление информационно-образовательной среды интернатного учреждения в условиях дистанционной поддержки // Материалы XIV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2007.- Нижний Новгород, 2007.
8. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С.390-399. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/3C9E723F898E1D29.html
9. Капустина Е. Н., Латышев О. Ю. Работа социальной службы детского дома // Социальная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 88-95.
10. Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латышев О.Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.230-236.
11. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М.: Новая школа, 1994. - 320с.
12. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 400-411. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/A1A927AB1847244.html
13. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 417-428. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/11B4C826EBE82394.html
14. Максимова С.В., Латышев О.Ю. Аудио-визуальные средства повышения мотивации// Эхолот 2005 - conf.cpic.ru/echolot2005/rus/reports/theme_677.html - 20k
15. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 199-208. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/61E654C737C402F.html
16. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция / Коллектив авторов под рук. Е.Н. Шиянова. -Ставрополь 1993.-16с.
17. Цебулевская А. Г. Образование воспитанников Медведовского детского дома в контексте их социальной адаптации / Социальная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 72-77.
18. Черненок Т.Д., Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Экспериментальная работа в школе-интернате №1 г. Воронежа в 2007-2008 учебном году // Образовательные технологии ХХI века. ОТ'09. Материалы девятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. - М. 2009. - С.46-51.
19. Черняк М.А., Латышев О.Ю. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. - Барнаул, 2006. - С.241-252. (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/E36C1DB1F982E00.html
20. Bajer E., Latyshev O. Prevention the negative consequences of using information technologies // Scientific Methodological Bulletin of the telecommunicational educational project TEP IPO ADYUTK "Mariinsky Gallery named after M.D. Shapovalenko". (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/530BEF4F4A423B8A.html
21. Латышев О.Ю. Дистанционная поддержка проектной деятельности воспитанников интернатных учреждений//Материалы 12 конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2005». - Нижний Новгород, 2005. - С.131-132.
22. Латышев О.Ю. Организация и проведение учебных Интернет-проектов и конкурсов / Школ. технологии.- 2006.- № 1.- С. 85-94.

информационные технологии, социализация, сироты, сетевое сообщество, Гоготова, социальная адаптация, инновационные технологии, информационно-образовательная среда, социально незащищённые дети, самореализация, интернет

Previous post Next post
Up