Повышение статистической грамотности научно-педагогической общественности России

Dec 03, 2013 07:43

Олег Юрьевич Латышев, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования, кандидат филологических наук, основатель и директор ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», глава Российской Детдомовской семьи. www.my.mail.ru/list/papa888 8-988-955-61-32, 8-918-443-00-43, papa888@list.ru Москва
Ведущее место среди пользователей официальной статистической информации занимают представители научно-педагогической общественности - учёные и преподаватели [1]. В первую очередь, это их задача - своевременно и в необходимом объёме находить, понимать и использовать именно ту статистическую информацию, которая соответствует духу и букве их научных изысканий. И уже вслед за ними результатами научно-педагогической интерпретации воспользуются эксперты, бизнесмены, представители органов государственной власти и местного самоуправления, а также непрофессиональные, случайные пользователи статистической информации. Впрочем, число и категориальный охват пользовательской аудитории можно расширить за счёт превращения в профессиональных пользователей респондентов статистических наблюдений. К их числу относятся как юридические, так и физические лица. Это одна из целей деятельности Росстата, наряду с облегчением заполнения форм статистической отчетности. В свою очередь, есть часть аудитории, выполняющая одновременно функции и пользователя, и респондента. Это средства массовой информации, которые, кроме того, берут на себя функцию посредника между Росстатом и вышеупомянутыми пользователями статистической информации. Для того чтобы СМИ могли реализовать себя в этой роли регулярно и поступательно, требуется выстраивание между ними и Росстатом особых коммуникаций, гарантирующих своевременность и достоверность поступающей через СМИ статистической информации. Прежде чем удовлетворить потребность пользователей в качественной информации и заслужить их высокое доверие, Росстату необходимо регулярно получать столь же качественные первичные данные от респондентов. Одним из важнейших показателей эффективности его работы является «Индекс роста доверия пользователей к официальной статистической информации». Благодаря этому мы и в состоянии понять, действительно ли существует общественный запрос на получение статистической информации, и обеспечивается ли при этом уважение прав респондентов? Однозначно утвердительно ответить на этот вопрос можно только в случае, если будет решена проблема, поставленная сегодня нами во главу угла - повышение статистической грамотности населения. Адресуясь в этом отношении к научно-педагогической общественности России, мы понимаем, что лишь будучи сами убеждены в целесообразности постоянного пользования статистической информацией, учёные и преподаватели смогут искренне нацелить остальных потенциальных участников аудитории Росстата на использование его данных. Обращаясь к общему контексту к затронутой нами темы, А.Е. Суринов пишет: «средства массовой информации - не только пользователи и респонденты, но и влиятельные посредники между Росстатом, респондентами и пользователями статистической информации. Они используют статистическую информацию исходя из формата (ТВ, радио, новостная лента, ежедневная газета, еженедельный журнал и т.д.), тематики (общественно-политическая, экономическая, социальная, просветительская и т.п.), аудитории (массовая, профессиональная, эксперты и т.п.)» [1].
Вопрос повышения статистической грамотности научно-педагогической общественности не может ограничиваться достоверностью используемых источников статистической информации. Необходимо также и следование статистически грамотного учёного и педагога одному из основополагающих принципов официальной статистики - «Предотвращение неправильного использования статистических данных». Но начинаться эта работа должна для каждого, на наш взгляд, ещё задолго до того, как человек станет за преподавательский стол или погрузится в кипучую жизнь активного мирового учёного. Еще, будучи студентом, потенциальный представитель научно-педагогической общественности может начать овладевать различными аспектами статистической культуры. Каждый профильный вуз имел возможность, например, принять участие во Всероссийской олимпиаде по статистике. По заявлению электронного представительства Федеральной службы государственной статистики, «проведение Олимпиады было направлено на:
• популяризацию статистики, повышение статистической грамотности и общей статистической культуры;
• совершенствование качества подготовки специалистов;
• выявление талантливой молодежи и формирование кадрового потенциала для исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности;
• привлечение студентов к решению проблем в сфере статистики, имеющих важное научно-практических значение;
• стимулирование и поощрение научного творчества студентов, помощь в реализации новых решений, внедрение выполненных научных разработок;
• комплексная оценка уровня профессиональной подготовки выпускников по специальности;
• разработка рекомендаций по совершенствованию профессиональной подготовки студентов» [2].
Задача студента - понять чёткую обусловленность успеха родной страны на международной арене, растущего уровня жизни своих соотечественников от того, насколько полной, своевременной и прозрачной будет статистика, сформированная и при его непосредственном участии. Как говорится в Приказе Росстата от 14.02.2011г., «повышение статистической грамотности и общей статистической культуры является необходимым элементом интеллектуального и профессионального развития страны» [5]. Ничуть не меньшую важность представляет собой также и то, насколько велико может оказаться влияние на общественное сознание правильно сформированного потока статистических данных, мотивирующих людей к получению новых знаний, повышению собственной квалификации, овладению новыми профессиями и т.д. Что предстоит делать молодому человеку, когда он покинет студенческую скамью? Будет ли он лично участвовать в процессе сбора, обработки, распространения и использования статистической информации? Или возьмёт на себя почётную миссию обучать этому своих младших товарищей, приходящих в вуз ему на смену? Или же его амбиции простираются сразу на аспирантуру и докторантуру, чтобы внести на рассмотрение профессионального сообщества в своей области принципиально новые решения хорошо знакомых проблем в мире статистики? Безусловно, замыкаться в узкопрофессиональной сфере пожелает не каждый. Кому-то будет дорога идея популяризации статистических знаний среди населения, в чём также будет выражаться повышение статистической грамотности избранной аудитории. Однако, поскольку мы здесь решаем данный вопрос применительно к научно-педагогической общественности, понимаем, что это и есть путь не просто передачи имеющихся у нас знаний. Но скорее путь преподавания способа передачи этих знаний. Мы делимся не столько самими знаниями (хотя и ими, конечно, тоже), сколько методическими установками их преподнесения. Будучи усвоены в нужный срок и в соответствующем объёме, они создадут прецедент принципиального расширения круга лиц, благоволящих к статистике. И видящих в ней и способ воодушевления сограждан на новые интересные дела, и на помощь другим в повышении продуктивности своих занятий, и, наконец, даже путь к новым творческим открытиям. Важно только изначально представить, что в мире существуют хорошо разработанные инструменты, вооружившись которыми можно уверенно и последовательно проводить в жизнь взятую на себя инициативу. Яркий прецедент этого заключает в себе «статистическая комиссия ООН, [которая] была учреждена в 1947 году. За время своей работы она установила международные методологические стандарты и руководящие принципы практически в каждой сфере статистики. Эта комиссия играет ключевую роль в оказании правительствам помощи в совершенствовании их статистической отчетности, обеспечивая беспрецедентную степень доступности данных и их сопоставимости применительно к самым разным странам и регионам» [3]. Как правило, на любые всемирные инициативы традиционно возлагаются одни и те же ожидания. Главным образом, они направлены на облегчение взаимопонимания между представителями разных народов за счёт унификации, приведения к общему знаменателю разнородных по своей форме элементов всеобщей системы, которые на поверку имеют значительно больше сходств, нежели отличий. Поэтому вполне уместно было бы и от мира статистики ожидать появления унифицирующего начала, который сократил бы разрыв между представлениями различных групп людей, социальных слоёв, о самой природе статистических данных и их влиянии на характер организации повседневной жизни. «Мировая практика свидетельствует, что повышение общей статистической культуры - этап интеллектуального и профессионального развития общества, необходимый для перехода к новой практике управления - принятия решений, основанных на мониторинге и системном анализе статистических показателей как наиболее достоверном источнике для исследования социально-экономических процессов, выявления точек роста и рисков. Знание теории вероятностей и математики, умение работать с данными, статистическое мышление признано необходимой компетенцией нового поколения специалистов. Подготовка таких специалистов потребовала серьезных изменений в системе образования, что оказалось непростой долговременной задачей даже в информационно развитых странах. В 1994 году повышение статистической грамотности граждан было объявлено приоритетом ООН, свыше 100 стран признали данное направление национальным приоритетом, разработали целостную систему непрерывного статистического обучения,
охватывающую как общее, так и профессиональное образование» [7]. И вот прошло уже практически 20 лет с момента акцентирования мирового внимания на ценности статистической грамотности населения, и, тем не менее, проблема её интенсивного повышению по-прежнему сверх актуальна. «Реализация мероприятий по обеспечению значимости, объективности и общедоступности статистических данных неразрывно связана с соблюдением профессиональных стандартов и этики. Результатом реализации долгосрочных федеральных целевых программ по реформированию российской статистики стало появление новой, организованной на современной технологической базе системы статистического учета, которая соответствует основным принципам сбора официальных статистических данных, одобренных Статистической комиссией ООН.
«Для распространения статистической информации, расширения способов представления данных и состава доступной широкому кругу пользователей информации создана Корпоративная Web-система Росстата, используется Автоматизированная система представления и Web-публикаций статистических данных (АС ППСД). Система реализует выборку статистических данных из существующих хранилищ и баз данных, получение аналитических отчетов, в том числе и в виде карт, диаграмм, графиков.
Создание современной системы подготовки специалистов-статистиков и повышение их квалификации в форме непрерывного обучения на новых принципах является главным условием институционального развития системы российской государственной статистики. Профессиональные стандарты предполагают повышение статистической грамотности не только сотрудников статистики, но и внешних пользователей» [9].
Уже саму по себе преданность педагога статистике как науке можно считать залогом того, что он донесёт до своих последователей важность статистических знаний и представление о важности их места в общей системе человеческих знаний. Л.А. Гавлюковская постулирует примат повышения статистической грамотности, утверждая, что «неотъемлемой частью экономического образования является статистическая грамотность, умение пользоваться статистическими методами исследования, позволяющими обнаружить различные статистические закономерности. Поэтому улучшение экономического образования предполагает обязательное повышение статистической грамотности специалистов в разных отраслях знаний. В этой связи особое внимание приобретает изучение в вузах экономической статистики» [4]. При этом следует лишь помнить о том, что подавляющее большинство коллег значительно более расположено к пониманию места статистической информации в своей жизни и жизни своих близких преимущественно через прикладные примеры. И это тоже следует использовать в своей пропагандистской работе, разворачивая перед желающим внимать Вашему слову во всех тонкостях инструментовки. Примером статистической информации высокой личной значимости может служить совокупность статистики, характеризующей уровень научных достижений педагога или научного работника. Вот на них можно и опереться, стремясь донести до сознания реципиента всю остроту актуальности статистических данных. Так, например, одним из порталов, готовых помочь нам в достижении поставленной цели с позиций медиаобразования, является «Российская электронная библиотека» Elibrary.ru. Более шестисот тысяч учёных во всех областях научного знания может найти здесь подробные статистические сводки своих научных достижений. В каждую такую сводку входит количество публикаций автора в научных и научно-методических журналах, а также цитирований этих публикаций в различных научных трудах. Учитывается автоцитирование (цитирование автором своих ранних научных трудов) и цитирование его соавторами. Результатом автоматического обобщения данных становится РИНЦ - Российский индекс научного цитирования, являющийся одним из наиболее важных показателей авторитетности учёного. Как сообщает Википедия, «Росси́йский и́ндекс нау́чного цити́рования (РИНЦ) - библиографическая база данных научных публикаций российских ученых. Для получения необходимых пользователю данных о публикациях и цитируемости статей на основе базы данных РИНЦ разработан аналитический инструментарий ScienceIndex. Проект РИНЦ разрабатывается с 2005 года компанией «Научная электронная библиотека» [13]. Он учитывается во время различных видов аттестации учёного. Это уже первый пример значимости статистических данных, невнимательного и скептического отношения к которому не может позволить себе ни один здравомыслящий человек. Также в «Российской электронной библиотеке» можно увидеть рейтинг ведущих научных и научно-методических журналов, материалы которых и принимаются во внимание при вычислении индекса научного цитирования. В зависимости от того, насколько высокую позицию в рейтинге занимает журнал, в котором автор совершил публикацию, выше или ниже становится вероятность того, что его научная работа будет кем-то прочитана, процитирована, и, соответственно, повысить индекс научного цитирования работ данного учёного. Следует отметить, что на данный момент база журнальных публикаций ещё далека от совершенства и полноты, поэтому индекс, выводимый на этом основании, пока весьма отдалённо напоминает реальное положение дел. Но применительно к существующему объёму базы статистическая машина работает безупречно. Ещё одним показателем научной значимости журнала, но уже отвлечённый от вышеупомянутого портала, является импакт-фактор. Как сообщает «Википедия», «Импа́кт-фа́ктор (ИФ, или IF) - численный показатель важности научного журнала. С 1960-х годов он ежегодно рассчитывается Институтом научной информации (англ. Institute for Scientific Information, ISI), который в 1992 году был приобретен корпорацией Thomson и ныне называется Thomson Scientific) и публикуется в журнале «Journal Citation Report». В соответствии с ИФ (в основном в других странах, но в последнее время всё больше и в России) оценивают уровень журналов, качество статей, опубликованных в них, дают финансовую поддержку исследователям и принимают сотрудников на работу. Импакт-фактор имеет хотя и большое, но неоднозначно оцениваемое влияние на оценку результатов научных исследований. Расчёт импакт-фактора основан на трёхлетнем периоде. Например, импакт-фактор журнала в 2012 году I2011 вычислен следующим образом: I2011 = A/B, где: A - число цитирований в течение 2011 года в журналах, отслеживаемых Институтом научной информации, статей, опубликованных в данном журнале в 2009-2010 годах; B - число статей, опубликованных в данном журнале в 2009-2010 годах.[10] В расчёте есть несколько нюансов: Институт научной информации исключает из расчетов некоторые типы статей (сообщения, письма, списки опечаток и т. д.), и для новых журналов импакт-фактор иногда рассчитывается только для двухлетних периодов» [11]. Безусловно, раздаётся немало голосов учёных, видящих за преобладанием статистических методов в процессе признания заслуг своих коллег тенденцию к формализации анализа значимости научных результатов. Однако плохи при этом не сами статистические методы, а отсутствие чувства меры и понимания сферы надлежащего использования этих методов определённым кругом специалистов. Мы же считаем своим долгом как можно полнее использовать палитру статистических средств учёта весомости научного труда. Поэтому считаем своим долгом постулировать при этом стратегию разнонаправленных срезов, позволяющих подойти к совокупности научных трудов конкретного автора с широким набором статистического инструментария. Обратимся, в продолжение темы, к индексу Хирша. Как сообщает свободная энциклопедия, «h-и́ндекс, или и́ндекс Хи́рша - наукометрический показатель, предложенный в 2005 американским физиком Хорхе Хиршем из университета Сан-Диего, Калифорния. Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности учёного, группы ученых, университета или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций. Индекс вычисляется на основе распределения цитирований работ данного исследователя. Хирш пишет: «Учёный имеет индекс h, если h из его Np статей цитируются как минимум h раз каждая, в то время как оставшиеся (Np - h) статей цитируются не более, чем h раз каждая». Иными словами, учёный с индексом h опубликовал h статей, на каждую из которых сослались как минимум h раз. Так, если у данного исследователя опубликовано 100 статей, на каждую из которых имеется лишь одна ссылка, его h-индекс равен 1. Таким же будет h-индекс исследователя, опубликовавшего одну статью, на которую сослались 100 раз. В то же время (более реалистический случай), если среди публикаций исследователя имеется 1 статья с 9 цитированиями, 2 статьи с не менее, чем 8 цитированиями (включая уже упомянутую статью с 9 цитированиями), 3 статьи с не менее, чем 7 цитированиями, …, 9 статей с не менее, чем 1 цитированием каждой из них, то его h-индекс равен 5 (т.к. на 5 его статей сослались как минимум по 5 раз). Обычно распределение количества публикации N(q) в зависимости от числа их цитирований q в очень грубом приближении соответствует гиперболе: N(q) ≈ const × q−1. Координата точки пересечения этой кривой с прямой N(q) = q и будет равна индексу Хирша» [12]. Не вызывает сомнений убеждение многих представителей науки в том, что нет ни одного индекса, способного объективно отражать картину значимости научного труда учёного. Однако потому и используем одновременно несколько различных по принципу построения индексов, чтобы максимально увеличить уровень такой объективности. Важно при этом формирование определённого механизма унификации, который помог бы сопоставить результаты, оформленные в различных индексах, и привести их, что называется, «к единому знаменателю». Существует среди систем получения статистических данных, выражаемых в определённых индексах, и некоторая конкуренция. Так, например, «В 1987 Китай запускает проект по созданию Китайского индекса научного цитирования Chinese Science Citation Index, а в следующем, 1988 появляется его конкурент - China Scientific and Technical Papers and Citations. В 1997 начинается разработка китайского индекса цитирования по общественным наукам Chinese Social Sciences Citation Index (англ.). В 1995 году Япония приступает к созданию национального индекса цитирования Citation Database for Japanese Papers, разработчиком которого становится Национальный институт информатики Японии. Наряду с вышеперечисленными проектами, разработки национальных индексов ведутся в Тайване (Taiwan Humanities Citation Index), а также в ряде европейских стран (Польша, Испания)» [13]. Возникает резонный вопрос: если существуют индексы цитирования мирового уровня, для чего создаются ещё и национальные? Ведь не только их формирование, но и поддержание, развитие требует значительного вложения государственных средств. Аргументированный ответ на это звучит из уст В.В. Пислякова: в отношении уже упоминавшейся выше «Японии: существует более 1600 журналов, выпускаемых научными обществами (не считая гуманитарных наук), при этом в JCR представлено лишь 162 издания. Для Китая ситуация еще рельефнее: из 4200 журналов JCR расписывает лишь 70 (данные по JCR за 2003 г.), т. е. менее 1,7%. Общий публикационный поток китайских ученых в 1998 г. составил ок. 440 тыс. статей, в то время как с 1996 по 2000 г. ISI «заметил» чуть больше 100 тыс. публикаций (экстраполируемая разница в 22 раза). Именно в результате такого положения дел и Япония и Китай приступили к созданию собственных национальных индексов цитирования» [14]. Мы понимаем, что сократить столь существенный разрыв в описании, а соответственно - приведение статистической информации в значительно более объективное состояние - почётная и большая обязанность педагогической общественности. И мы выражаем надежду на то, что её представители в ходе повышения своей статистической грамотности, а также помогая повышать последнюю своим коллегам сделают всё от них зависящее для достойного представления научной статистики на мировом уровне. В качестве же благодарности каждый из участников этого на редкость злободневного процесса получит столь же существенно объективированный индекс научного цитирования своих трудов. Что в совокупности позволит вернуть Российской науке достойные её позиции в мировом научном пространстве.
Литература
1. Суринов А. Е. Повышение статистической грамотности: опыт российской статистики // Новая экономическая ассоциация. Электронная версия: http://www.econorus.org/c2013/files/usoh.doc?PHPSESSID=6e6ek8kgvkfs82m2t13l7rva30
2. Итоги Всероссийской студенческой олимпиады по статистике // Федеральная служба государственной статистики. Электронная версия: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/adminictr/olimp_itogi.html
3. К Всемирному Дню статистики // ЯНАУЛ «Янаульские зори» общественно-политическая газета района и города http://www.yanzori.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1649:2012-10-19-05-27-40&catid=39:2011-02-08-06-09-38&Itemid=66
4. Гавлюковская Л. А. Дидактические условия повышения эффективности экономико-статистического обучения студентов экономических специальностей педагогических вузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Магнитогорск, 2000 198 c. РГБ ОД, 61:01-13/405-2
5. Приказ Росстата от 14.02.2011 N 40 "Об утверждении Концепции создания системы подготовки кадров для органов государственной статистики".
14 февраля 2011 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=501140
6. Повышение статистической грамотности и общей статистической культуры является необходимым элементом интеллектуального и профессионального развития страны. base.consultant.ru›Региональное законодательство›…/online.cgi?req=doc…
7. ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО // ТРУДЫ XII ВСЕРОССИЙСКОЙ ОБЪЕДИНЕННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Санкт-Петербург, 27 - 29 октября 2009 г. http://conf.infosoc.ru/2009/thesis/IMS%202tom.pdf
8. Дорога длиною в 200 лет
200-летие со дня образования российской государственной статистики. http://stavrop.gks.ru/service/smi/200let.htm
9. Международная ассоциация статистических методов 5 декабря 2012 forum.orlovs.pp.ru›viewtopic.php?p=6282
10. Thomson Reuters | The Thomson Reuters Impact Factor | Science http://thomsonreuters.com/products_services/science/free/essays/impact_factor/
11. Википедия. [Электронный ресурс]: Импакт-фактор. http://ru.wikipedia.org/wiki/Импакт-фактор
12. Википедия. [Электронный ресурс]: H-индекс. http://ru.wikipedia.org/wiki/H-индекс
13. Википедия. [Электронный ресурс]: Российский индекс научного цитирования. http://ru.wikipedia.org/wiki/Российский_индекс_научного_цитирования
14. Писляков В.В. Правило Парето и статистика использования электронных журналов [Электронный ресурс]: library.hse.ru›science/papers/why_cit_index.doc

информационные технологии, индекс Хирша, Латышев, учёный, статистическая грамотность, импакт-фактор, статистика, индекс цитирования

Previous post Next post
Up