Новый вектор межсекторного сотрудничества в развитии краеведения, туризма и экологического просвещен

Dec 02, 2013 22:30

Демидов А.А. Латышев О.Ю. Смирнов Д.В.
Новый вектор межсекторного сотрудничества в развитии краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества и обществ знаний.
(Программа "Краеведение. Туризм. Экология")
В материале представлена программа сотрудничества двух социально ориентированных некоммерческих организаций, направленная на решение комплексной многопрофильной социально-экономической проблемы в условиях информационного общества и обществ знаний. Разработчики программы подробно излагают цель и задачи, специфические особенности развития и продвижения тематики краеведения, туризма и экологического просвещения и воспитания через формирование сетевых структур доступа к профильной информации, создание и распространение качественных информационных ресурсов, выявление, описание и пропаганду лучших практик бюджетных, общественных и коммерческих организаций, средств массовой коммуникации, мирового опыта, подготовки специалистов и привлечения добровольцев в рамках реализации Программы «Краеведение. Туризм. Экология» с выходом в последующем на создание полноценнного одноименного портального решения.
The article presents a program of cooperation between two socially oriented non-profit organizations aimed at addressing the full machining diversified socio-economic problems in the information society and knowledge societies. Developers of the program set forth in detail the purpose and objectives, the specific features of the development and promotion of local history topics, tourism and environmental education and training through the formation of networks of access to profile information, the creation and dissemination of quality information resources, identification, description, and the promotion of best practices budget, public and commercial organizations, mass media, global experience, training and involvement of volunteers in the framework of the program "Regional Studies. Tourism. Ecology" with access to the following to create a wholesome eponymous portal solutions.
Ключевые слова: дополнительное туристско-краеведческое образование, информальное и неформальное образование, медиаобразование, межведомственное сотрудничество, межсекторное сотрудничество, методическое обеспечение, портальное строительство, Программа «Краеведение. Туризм. Экология», публичные центры правовой информации (ПЦПИ), ПЦПИ-КТЭ, сетевые элементы, электронная библиотека,
Keywords: additional tourism and local history education, informal and non-formal education, media education, interagency cooperation, inter-sectoral collaboration, methodological support, portal construction program "Local History. Tourism. Ecology "public legal information centers (PCRI) PCRI-LLTE, network elements, electronic library.
Множественные усилия представителей Российской научной и культурной общественности были всегда направлены на интеграцию науки и практики в области краеведческих и экологических знаний. Эти же прекрасные люди всегда обоснованно ратовали за усиление взаимодействия различных общественных институтов, ответственных за своевременное содействие развитию туристско-краеведческой деятельности и экологического просвещения на всей территории страны. Однако объективная общественная потребность в получении знаний выше упомянутой тематики всегда оставалась выше совокупности обнародованных результатов деятельности туристско-краеведческих и природоохранных организаций. И даже в тех случаях, когда незаурядными общественными деятелями предпринимались титанические шаги подобного плана, всё же и при этом находились многие люди, чьим достоянием информация об этих действиях так и не становилась. Это происходило не потому, что по чьей-то злой воле или недомыслию перекрывались каналы для поступления этой ценной информации. Хотя такое тоже случалось в истории нашего общества, но мы говорим сейчас о более позднем периоде, когда сетевые ресурсы могли в краткосрочной перспективе заполнить искусственно созданный в этом вопросе вакуум. Но в силу то ли недостаточной координации действий ответственных за это лиц, то ли по причине недостаточной структурированности привычных источников туристско-краеведческой и экологической информации, а может быть - и в силу иных не известных нам причин возможности интернета долгое время так и не носили в данном отношении восполняющей функции. В конечном итоге встретились люди, не желавшие более мириться со сложившимся положением дел. Они пришли к пониманию, что представляемые ими организации и учреждения способны помочь друг другу в вопросах согласования, как плана содержания, так и формы подачи имеющейся у них информации. Они договорились о путях накопления, структурирования, переосмысления и трансляции интересующего их и их реципиентов информационного потока. Таким образом, появилась на свет нижеследующая общественная инициатива. Программа «Краеведение. Туризм. Экология» (далее - Программа) разработана МОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова» и МОО «Информация для всех» в целях реализации заключенного 23 февраля 2013 года соглашения о сотрудничестве в качестве разработки механизмов участия институтов гражданского общества в реализации 5-го раздела «Развитие культуры и средств массовой информации» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»*, а также положений Государственной программы «Информационное общество» и Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. в части развития информационного общества, а также неформального и информального образования.
Основной акцент в реализации Программы будет сделан на реализации первого направления Раздела 5 «Концепции 2020», в части развития публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации (ПЦПИ), созданных на базе региональных и муниципальных библиотек. Помимо этого, существен
внимание будет уделено реализации пятого направления Раздела 5 в части содействия развитию культурно-познавательного туризма, обеспечения комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, исконного аутентичного облика исторических поселений.
Организаторы Программы предлагают сделать опорными площадками - методическими центрами её реализации на региональном и муниципальном уровне публичные центры доступа к социально значимой информации - экологической, туристской, краеведческой, профильной правовой и иной специализированной информации, создаваемые на базе публичных библиотек.
Ранее лидерами создания центров доступа к экологической информации были главные библиотеки Брянска, Бурятии, Вологды, а главным методическим центром выступала Российская государственная юношеская библиотека. В рамках реализуемой в РГЮБ с 80-х годов прошлого века работы по экологическому воспитанию молодежи, а также созданного в начале 2000-х годов Координационного совета по формированию молодежной информационной политики, деятельность по развитию экологической культуры и туризма была признана приоритетом. В настоящее время Российская государственная библиотека развивает для молодежи данное направление в рамках проекта «Экокультура» http://www.ecoculture.ru.
Необходимо отметить, что «Концепция 2020» содержит также раздел «Информационно-коммуникационные технологии», определяющий цели государственной политики в области развития информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ). Также она ориентирована на создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
Второе направление рассматриваемого Раздела ориентировано на повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой коммуникации на основе ИТТ. В том числе это: содействие подключению к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций; расширение использования ИТТ для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования.
Разработчики Программы предполагают при её реализации максимально полно использовать потенциал медиаобразования и дистанционного обучения, в первую очередь для подготовки и повышения квалификации специалистов в предметных областях Программы, а также для подготовки добровольцев. Работу по их подготовке планируется осуществлять с использованием возможностей портала «Вектор добровольчества» http://www.kdobru.ru, созданного партнером МОО «Информация для всех» Благотворительным обществом «Невский Ангел» при поддержке Минэкономразвития России.
При разработке Программы было учтено, что, выступая 25 сентября 2012 г. на заседании Государственного совета по культуре и искусству, Президент России Владимир Путин заявил «Школа, дошкольные учреждения, университеты не просто передают набор знаний и компетенций - они должны воспитывать личность, учить критически, самостоятельно мыслить, чётко проводить грань между добром и злом. Убеждён, важнейшая задача образования - формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение».
Данный посыл предполагает необходимость усиления внутриведомственной и межведомственной координации работы по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, экологическому и правовому воспитанию, а также образованию детей и молодежи между учреждениями культуры, образования и массовой коммуникации.
Необходимо отметить, что принятая правительством РФ 15 мая 2013 г. Государственная программа «Развитие образования» содержит положение о том, что «Государственная образовательная политика России традиционно в незначительной мере затрагивает процессы неформального образования, происходящие вне организаций, и не охватывает сферу информального образования (медиасфера, сеть Интернет, музеи, индустрия досуга). В то же время, в ведущих странах-конкурентах растет внимание к возможностям этой сферы в социализации подрастающего поколения».
Данный посыл предполагает усиление внимания к неформальному и информальному образованию. Что также является пограничным для сферы культуры, образования и массовых коммуникаций в формате «образование для всех на протяжении всей жизни», что предполагает работу не только в детских садах, школах, ссузах и вузах, но также и в среде представителей старшего поколения, а также лиц с ограниченными возможностями. Особым приоритетом должна стать здесь работа с профильными социально ориентированными некоммерческими организациями.
Руководствуясь вышесказанным, разработчики Программы «Краеведение. Туризм. Экология» пришли к пониманию необходимости создания, если так можно выразиться, «концевых» площадок сети Программы на базе организаций и учреждений различных типов и видов. В первую очередь, к это касается учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования, учреждений среднего и высшего профессионального образования, профильных социально ориентированных некоммерческих организаций, природоохранных и экологических структур, организаций физической культуры, спорта и туризма, туристского бизнеса, индустрии досуга и развлечения.
Первым совместным мероприятием, на котором обсуждались основные положения Программы и пути её реализация, стала организованная МОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова» и Администрацией Воронежской области при участии МОО «Информация для всех» Международная научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в образовательных учреждениях средствами спорта, туризма и краеведения», состоявшаяся 2-3 апреля 2013 г. в Воронеже.
Помимо вопросов создания сетевых элементов Программы как её инфраструктурной части, в первую очередь с опорой на библиотеки, учреждений культуры и образования, информационные центры сферы туризма, досуга и развлечений, в рамках программной деятельности предполагается создание профильных информационных ресурсов и уже ранее упомянутая нами подготовка добровольцев для работы рассматриваемым направлениям.
В первую очередь, предполагается разработать и сделать общедоступными комплексы методических рекомендаций по организации туристско-краеведческой и экологической деятельности на базе общеобразовательных школ. Первоначальные усилия в данном направлении предпринимаются членами экспериментальных групп - учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования другими сотрудниками образовательных учреждений, являющихся совместными экспериментальными площадками Академии детско-юношеского туризма и краеведения и Российской Академии образования.
Разработчики Программы в рамках ей реализации предполагают начать работу по сбору материалов для формирования мемориальных электронных библиотек, посвященных деятельности:
- Сигурда Оттовича Шмидта. Его Российская и мировая общественность почти на протяжении столетия знали как бессменного руководителя российского краеведческого движения;
- Александра Александровича Остапца-Свешникова, яркого лидера, занимавшегося проблемами создания научной школы детско-юношеского туризма и краеведения и развития отечественной системы туристско-краеведческой деятельности;
- Ольги Владимировны Покровской, долгие годы возглавлявшей отдел экологической культуры РГЮБ и создавшей фактически новую российскую школу экологического воспитания детей и молодежи, и других видных ученых и практиков.
Основные партнеры по реализации Программы имеют свои проекты и направления деятельности родственной тематики. Результаты которых они готовы положить в основу создаваемой общими усилиями базы информационно-ресурсной поддержки краеведческой, туристской и экологической/природоохранной деятельности.
МОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова» объединила сегодня вокруг себя ведущих экспертов России, ближнего и дальнего зарубежья, в области развития дополнительного туристско-краеведческого образования. Академия постоянно проводит профильные форумы, конференции, семинары в различных регионах России, Республик Казахстан и Украина, занимается образовательной и просветительской деятельностью. Выпускаемый Академией рецензируемый журнал "Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения" стал сегодня признанным навигатором и актуальным информационным ресурсом в области краеведения, туризма и экологии.
МОО «Информация для всех» подготовила и издала книгу «Доступ к экологической информации: правовые аспекты», материалы, объединенные тематикой «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития» в виде книги и двух компакт-дисков с текстовыми и видеоматериалами. Часть членов Экспертного совета МОО «Информация для всех» активно занимается вопросами краеведения, туризма и экологии, а часть созданных публичных центров правовой и иной социально значимой информации в рамках Программы ПЦПИ http://www.ifap.ru/pcpi/index.htm изначально была ориентирована на работу с профильной экологической и туристско-краеведческой тематикой. Руководимая Ириной Ильиничной Комаровой Программа «Красная книга культуры России» http://www.ifap.ru/projects/redbook.htm с начала её реализации имеет ярко выраженную краеведческую направленность. Путеводной звездой для МОО «Информация для всех» в продвижении не только к вершинам опыта и знаний в области краеведения, туризма и экологии в рамках проекта «Хранители озера» http://www.hraniteliozera.ru, но и к вершинам Горного Алтая стал Евгений Веселовский - руководитель Экологического центра Горно-Алтайского Государственного университета, сотрудник Алтайского государственного природного биосферного заповедника.
Программа «Краеведение. Туризм. Экология».
Руководитель - Латышев Олег Юрьевич.
Цель: Информирование общества о подготовке, ходе проведения и результатах мероприятий туристско-краеведческой и эколого-просветительской направленности.
Задачи:
1. Создавать в рамках реализации Программы ПЦПИ центры доступа к экологической, краеведческой, туристской и иной социально значимой информации по тематике «Краеведение. Туризм. Экология» (ПЦПИ-КТЭ) на базе библиотек и иных информационных центров сферы образования и культуры, инфраструктуры туризма, досуга и развлечения, здорового образа жизни и активного отдыха.
2. Координировать работу создаваемой сети центров доступа к краеведческой, туристской и экологической информации, поощрять их интеграцию с подобными структурами, профильными институтами гражданского общества и бизнес-сообщества.
3. Широко использовать средства дистанционного обучения и медиаобразования, электронные образовательные ресурсы и электронные учебно-методические материалы для пропаганды культурных ценностей средствами дополнительного туристско-краеведческого образования и экологического просвещения.
4. Посредством широкоформатной рассылки уведомлять общественность, экспертное и научно-педагогическое сообщество, приверженцев активного туризма и краеведения о конкретных акциях, мероприятиях и действиях в рамках программной и проектной деятельности - месте, времени, цели встречи и направлении совместного движения.
5. Отражать на сетевых ресурсах программы результаты мероприятий, сопровождая последние методическими указаниями и разработками по их проведению - для всех желающих сделать так же или лучше.
6. Выносить вопросы о содержании результатов и перспективах реализации Программы на рассмотрение профильных конференций, конгрессов, симпозиумов и иных научных и общественных собраний, на страницы профильных и общественно-политических средств массовой коммуникации с целью привлечения новых соратников.
7. Объединять усилия по реализации программы с научными, образовательными, общественными и иными организациями и учреждениями, бизнес-структурами, международными, государственными, региональными и муниципальными органами проявляющими заинтересованность в результатах продуктивной совместной деятельности.
7.1. Приглашать к сотрудничеству парламентские партии и традиционные конфессии с целью усиления политической и духовно-нравственной составляющих в деле развития краеведения, туризма и экологического движения на национальном, региональном и местном уровнях.
Ожидаемые результаты:
1. Создание сети взаимодействующих центров доступа к социально значимой информации по теме «Краеведение. Туризм. Экология» (ПЦПИ-КТЭ).
2. Согласованная сетевая деятельность указанных ПЦПИ-КТЭ, выражающаяся в многократном увеличении продуктивности их работы.
3. Инновационные электронные образовательные ресурсы, созданные или/и развиваемые центрами ПЦПИ для пропаганды культурных ценностей средствами краеведения, туризма и экологического просвещения.
4. Внедрение средств дистанционного обучения и медиаобразования в процесс реализации Программы.
5. Сформированость чёткого представления у приверженцев дела туризма и краеведения о средствах, формах и методах конкретных действий по реализации программы и направлении совместного общественного социально-значимого движения.
6. Организация, пополнение и постоянное обновление на сетевой странице Программы копилки научно-методических рекомендаций и учебных материалов, научных трудов по дополнительному туристско-краеведческому образованию и экологическому просвещению общества в целом, и подрастающего поколения в частности.
7. Публикация результатов Программы в сборниках научных трудов и материалах конференций, конгрессов, симпозиумов и иных научно-педагогических и общественных собраний, научных, научно-методических журналах, информационно-методических бюллетенях, способных привлечь новых единомышленников, добровольцев и соратников.
8. Целесообразно организованное социальное партнерство в рамках программы с научными, образовательными, туристскими, экологическими, краеведческими и иными организациями и учреждениями, в том числе общественными, проявляющими заинтересованность в накоплении общих результатов и их трансляции (внедрении).
9. Создание и развитие международных и региональных образовательных кластеров дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования для подготовки научно-педагогических кадров, добровольцев, туристской и краеведческой общественности, в том числе активистов детско-юношеских движений.
Первые центры ПЦПИ по теме «Краеведение. Туризм. Экология» созданы на следующих базах:
1. Ростовский региональный филиал Международной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова (рук. Петрова Елена Викторовна).
2. Телекоммуникационный образовательный проект «Мариинская галерея имени М.Д. Шаповаленко» (рук. Латышева Полина Александровна).
3. Детское военно-патриотическое движение «Юные карбышевцы» (рук. Поникарова Лариса Александровна).
4. Музей истории образования и духовной культуры (Москва, Зеленоград) (рук. Снегуров Александр Викторович).
5. Ресурсный центр общественных наблюдательных комиссий по ЮФО - совместный проект Уполномоченного по правам человека РФ и Совета Европы (рук. Елисеева Елена Константиновна).
6. КОУ ВО «Школа-интернат №1 для детей-сирот» (рук. Ильин Виктор Николаевич).
7. ГКОУ РО «Детский дом г. Азова» (рук. Байер Елена Александровна).
8. КОУ СО «Детский дом г. Сызрань» (рук. Ковтонюк Вера Андреевна).
9. МОБУ СОШ №28 станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края (рук. Елисеева Лилия Васильевна).
10. МОБУ СОШ №9 станицы Советской Новокубанского района Краснодарского края (рук. Гурова Людмила Владимировна).
Партнёры:
1. МОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова».
2. МОО «Информация для всех».
3. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.
4. Федеральное государственное научное учреждение «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования.
5. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России.
6. Фонд поддержки образования.
7. Детское военно-патриотическое движение «Юные карбышевцы».
8. Музей истории образования и духовной культуры (г. Москва, Зеленоград).
9. Неформальное сообщество интернатных учреждений России «Детдомовская общая семья».
10. Ресурсный центр общественных наблюдательных комиссий по ЮФО - совместный проект Уполномоченного по правам человека РФ и Совета Европы.
11. Телекоммуникационный образовательный проект «Мариинская галерея имени М.Д. Шаповаленко».
12. Воронежский областной краеведческий музей.
13. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
* «Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, и в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития достижение этой цели становится особенно важным.
Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления:
Первое направление - обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, в том числе:
- выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания;
- развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек;
- формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.);…
Пятое направление - совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры, в том числе:
содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений…»
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». 5. Развитие культуры и средств массовой информации.

экологическое краеведение, экологическое просвещение, медиатека, медиаобразование, туризм, медиацентр, туристско-краеведческая деятельность

Previous post Next post
Up