Календарь белого медведя: Сентябрь-октябрь. Место встречи изменить нельзя

Sep 16, 2020 21:32

Когда кромка льда отодвигается далеко на север, на побережье острова Врангеля, да и в других районах арктической Чукотки, всегда остается несколько десятков медведей. Некоторое время они пытаются раздобыть корм на небольших ледовых полях, сохраняющихся у мысов и в заливах, а когда рассеиваются и эти остатки льдов, выходят на берег. Первое время эти звери по образу жизни не слишком отличаются от своих канадских собратьев с берегов Гудзонова залива. Они медленно перемещаются вдоль береговой линии, задерживаясь у любого самого непритязательного корма: засохшей моржовой шкуры или костей давным-давно погибшего кита. В Чукотском море нет столь ярко выраженных отливов, как в Гудзоновом заливе, и поэтому медведи не могут прокормиться морскими организмами, обитающими на литорали, хотя поедают то, что изредка выбрасывает прибой. В ветреные дни медведи подолгу спят в укрытиях, таких же, как и в Канаде, или в неглубоких берлогах, вырытых в береговых снежных наносах.

Медведица с медвежатами-сеголетками обнаружила кусок засохшей шкуры моржа рядом с крыльцом дома на мысе Блоссом. Октябрь 1990 года.


Оказавшись на суше, белые медведи бродят по берегу в поисках источника пищи.

Коса лагуны Вайгач на острове Врангеля, сентябрь 1990 года. Когда в 1911 году здесь впервые высадились русские моряки с ледокольного судна «Вайгач», они были поражены обилием белых медведей и назвали эту косу «медвежий Невский проспект».


Но в середине сентября происходит важное событие. Моржи покидают кромку льдов и начинают продвигаться в сторону Берингова пролива. Утомленные длительным плаванием в открытом море, они выходят отдохнуть на берег во многих точках северной Чукотки, и первым на их пути встречается остров Врангеля. Главными пунктами выхода моржей на берег являются резко выступающие в море участки на юге острова: мыс Блоссом и коса Сомнительная. Хотя изредка моржи могут формировать береговые лежбища и в других местах побережья, но сравнительно малочисленные и на короткий срок. Лишь на этих двух участках моржи выходят на берег каждый сезон, когда море свободно от льдов. Численность отдыхающих на берегу моржей на протяжении 20 столетия была здесь самой высокой в мире.

Лежбище моржей на косе Сомнительной, остров Врангеля.

Перед началом заполнения лежбища моржи подолгу плавают плотными группами рядом с берегом, не решаясь выйти на сушу.


Некоторые звери отдыхают в прибойной полосе, готовые при малейшей опасности броситься в воду.


Обычно первыми выходят на лежбище взрослые самцы, а уже вслед за ними самки с молодняком. Многие моржи обнюхивают и ощупывают своими чувствительными усами-вибриссами гальку.


На лежбищах острова Врангеля отдыхают преимущественно самки с молодняком. Взрослых самцов здесь немного: от 5 до 10 процентов. Большинство самцов в этот период находится на лежбищах Берингова моря и южной части Чукотского моря. Самки и молодые моржи очень пугливы и постоянно находятся настороже. Еще бы, ведь на суше их может подстерегать такой опасный враг, как белый медведь.


Однако, когда их никто не беспокоит, моржи могут образовать гигантское по своим размерам лежбище. В 1990 году перед началом выхода моржей на берег в районе косы Сомнительной находился лишь один медведь. Он редко подходил к лежбищу, поэтому на нем скопилось огромное количество моржей. 10 сентября я насчитал здесь 70 тысяч животных. На тот момент это было самое многочисленное лежбище из известных в мире.



Обычно все моржи образуют основное береговое лежбище в одном месте: либо на мысе Блоссом, либо на косе Сомнительной, в то время, как во втором они лишь изредка выходят на берег небольшим числом. Предпочтение моржами того или иного участка для главного лежбища периодически меняется, и их выбор во многом зависит от белых медведей. Обычно на обоих лежбищах одновременно насчитывается 20-30 тысяч животных, причем основная их часть образует крупную залежку только на одном из лежбищ, в то время как второе пустует или используется сравнительно небольшим числом моржей. Но 1990 год был уникальным по свои ледовым условиям. В этом году моржи выходили на берег не только на оконечности косы Сомнительной, но и еще в двух районах этой косы, а также на косе Давыдова, мысах Блоссом и Корвин и острове Геральд.

В целом, в 1990-х годах излюбленным местом отдыха моржей была оконечность косы Сомнительной. Они предпочитали это лежбище всем остальным.

Надо заметить, что в 21 веке многое в жизни моржей и белых медведей поменялось. Теперь моржи выходят для отдыха на острове Врангеля в куда меньшем количестве, чем в 1990-х. А главные лежбища на мысе Блоссом и косе Сомнительной почти перестали использоваться моржами. Поэтому всем заинтересованным читателям стоит иметь в виду, что все рассказанное мною про моржей на протяжении всех последующих постов из цикла «Календарь белого медведя» полностью соответствует тому, что происходило на протяжении предыдущего 20 столетия, но нынче уже немного устарело... В 2000-х годах из-за продолжающегося потепления началась серьезная перестройка морских экосистем Восточной Арктики, и это тут же отразилось на распределении и моржей, и медведей. Эти перемены происходят настолько быстро, что мы, биологи, просто не успеваем реагировать на них… Вот и приходится рассказывать с опозданием, увы…

Продолжение следует…

белый медведь, моржи, льды, фотосъемка, пленка, экология, остров Врангеля, времена года, Чукотское море

Previous post Next post
Up