Этот пост предназначен в качестве скромного новогоднего подарка талантливому автору (и не только ЖЖ) Александре Горяшко
alexandragor , которая уже не первый год пишет всеобъемлющую энциклопедию об орнитологическом символе Русского Севера - гаге обыкновенной. Давненько обещал поискать у себя фотки этой сурьезной птицы. Птичек я снимаю мало и редко, древние слайды и негативы покрылись плесенью в архиве, до оцифровки руки не доходят, да и вообще со временем туго, так что обещание было весьма опрометчивым… Но нынешним летом гаги вновь попали в видоискатель моей камеры. Вот, выкладываю. Взгляните, Александра, может, что сгодится…
Мало нынешней зимой я пишу в ЖЖ, что-то не так со временем, силами и вдохновением. Взялся вот за описание впечатлений об острове Матвеев в Баренцевом море. Но туго идет. И что-то я опять о моржах, да о моржах… Ну, о комарах и прочем гнусе ишшо… А ведь далеко не они сделали мой сезон на острове. Куда интересней было наблюдать за птичками!
Остров Матвеев оказался настоящим птичьим раем. Уже долгие годы я выезжаю в поле, когда главные события в жизни птиц - ухаживание, гнездование и выведение потомства - завершены. Поэтому нет того интереса к наблюдениям и фотографированию, как это могло бы быть весной и в начале лета. Однако лето 2017 года в Баренцевом море оказалось холодным и снежным, как никогда. Множество друзей-орнитологов, работавших на его побережье и в близлежащих тундрах, сетовали на погоду, не позволившую большинству птичек вовремя загнездиться и вырастить здоровое многочисленное потомство…
Но для меня запоздалая весна оказалась приятным сюрпризом! Когда в июле мы высадились на Матвееве, оказалось что множество пернатых мамаш еще сидят на гнездах, торопясь в сжатые сроки довести до логического конца свой инстинкт размножения. Поэтому все последующие дни для меня были наполнены обилием птиц, их выводков и соглядатайством за поведением и взаимоотношениями пернатых. Начну, как и обещал, с гаг.
В мире четыре вида гаг, и все они в достаточном обилии водятся на Чукотке. Но в Баренцевом море и, в частности, на острове Матвеев абсолютно преобладает самая крупная из них - обыкновенная. Ее гнезда попадались на глаза чаще всего на морском берегу. Идешь вот так к моржовому лежбищу, особо под ноги не вглядываясь, и вдруг прямо из-под тебя с шумом вылетает этакая крылатая бомба! Надо сказать, что иногда неожиданность такого взлета резко повышает уровень адреналина в крови.
Главным компонентом гнезда является всемирно известный гагачий пух. В нем настолько удачное соотношение теплоизолирующих свойств и незначительного веса, что он издавна используется как материал для зимней одежды. Современные синтетические материалы до конца вытеснить этот пух не могут, поэтому в Северной Европе до сих пор существуют большие гагачьи фермы, приносящие их владельцам немалую прибыль. У меня самого имеется пуховик, сшитый в Исландии. Вполне комфортная вещь!
Вот оно, пуховое гнездо гаги. Яйца, кстати, очень даже вкусные. Правда, на Матвееве - заповедник, поэтому я честно боролся с искушением)))
Чтобы пух не разлетался, гаги подгребают к гнезду подсобный строительный материал из имеющихся поблизости. Эта мамаша расположилась на голой скале и создала вокруг пуховой основы небольшой барьер из мелких камешков:
А эта загнездилась в переплетении мелкого плавника, которым изобилует берег острова. В таком гнезде мамаша чувствовала себя в полной безопасности и ни разу не взлетала при моем приближении. Только подозрительно косилась, когда я во втором или третьем маршруте, пролегавшем мимо нее, решил все же устроить небольшую фотосессию:
Если дамы у гаг имеют внешность весьма невзрачную, то мужики - большие щеголи:
Девушки клюют на фирменный прикид
Выполнив свой супружеский долг, они улетают навстречу приключениям сразу после свадьбы, даже не потрудившись сменить белоснежный фрак. У берегов острова я частенько видел этих господ, ведущих светский образ жизни в окружении девушек с пониженной социальной ответственностью, иначе говоря, не обремененных проблемой воспитания подрастающего поколения:
На Чукотке и, особенно, на острове Врангеля гаги часто устраивают гнезда в непосредственной близости от человеческого жилья. Но на острове Матвеев они почему-то совсем не стремились гнездиться в антропогенном ландшафте. Вероятно, это связано с тем, что на острове совсем не было песцов (что для меня было очень удивительно), и опасаться гагам было некого, в отличие от Чукотки, где они выбирают из двух зол меньшее и жмутся к человеку. Ну разве что матвеевские бургомистры всегда начеку и не упустят шанса расклевать яйцо или птенца, но эти крылатые разбойники особо людей-то и не боятся, так что гагам тут без разницы…
Вылупившихся птенцов мамаша выводит на ближайшее озеро или залив, где и плавает во главе суетливого выводка. Частенько два или три выводка объединяются вокруг одной, особо заботливой самки, и весь вид ее просто преисполнен чувства материнской гордости:
Настоящие мамы, оставивши своих птенцов на попечение подруги, улетают подхарчиться где-нибудь в более кормных местах, а потом возвращаются. Возможно, так и происходит ротация кадров среди мамаш-воспитательниц, точно не знаю. В любом случае в конце июля и начале августа я видел в прибрежных водах острова целые детские сады гагачат с несколькими самками во главе…
Таковы эпизоды гагачьей жизни, подсмотренные мной на острове Матвеев в уходящем году. О других птицах напишу уже в следующем, 2018-м!
Кстати, снова гонят от компа в магазин за покупками в новогоднему столу… Александра, если какие снимки нужны, то пишите. А вообще, с Наступающим Вас, и пожелание красивой, пахнущей свежими типографскими красками книги в Новом Году!
Продолжение следует…