Как вернулся из последней экспедиции, сразу окунулся в ворох накопившихся дел. Даже в ЖЖ писать некогда, не то, что вздохнуть))) Сегодня вот устал от всего и решил накропать очередной пост про летнее путешествие на остров Матвеев…
Чем же отличаются атлантические моржи, которых я впервые увидел и сфотографировал на острове, от привычных мне и моим читателям тихоокеанских? В научном табеле о рангах, т.е. систематике, принято разделять их на два подвида (а в российской систематике - три подвида, потому что выделяют еще и лаптевского моржа). При этом главными отличительными признаками считаются ширина морды и размеры тела. У тихоокеанского харя шире, да и максимальная длина тела почти на метр превышает атлантического. В общем, мелочь пузатая этот атлантический морж, судя по книжкам…
Однако внешне эти различия не слишком-то и заметны. Сидел-сидел я на лежбище острова Матвеев, смотрел-смотрел на моржей, но не могу сказать, что есть какая-то бросающаяся в глаза разница.
По размерам они не показались мне такими уж мелкими. Может, совсем немного… Хотя не исключено, что на мое восприятие повлияло то, что на Чукотке большую часть времени я провожу на лежбищах, где преобладают самки с с молодняком. Да, морды у самцов, вероятно, действительно чуть поуже, но все равно достойные …бальники встречаются.
Матерый самец на острове Матвеев
И поведение самцов на лежбище не особо отличается от тихоокеанских. Они также подолгу и с видимым удовольствием наводят марафет.
Чешутся моржи в Атлантике также, как и их собраться в Пацифике
Также регулярно меряются письками клыками.
Разборка на лежбище
Разве что играют в прибрежной зоне реже, чем наши самцы в этот период… Но все же молодецкие забавы этим богатырям не чужды.
Игровая борьба самцов
Единственное, что сразу бросается в глаза, это размещение зверей на береговом лежбище. Если на Чукотке моржи всегда образуют одну плотную кучу, то на Матвееве они обычно растягивались узкой полосой вдоль всего галечного пляжа. При этом они спокойненько разбивались на множество мелких компаний и вообще, лежали довольно разреженно…
Лежбище на острове Матвеев
Чем это объяснить, я пока не знаю. Но предполагаю, что главными тут являются два фактора. Во-первых, здесь теплее, чем на Чукотке, и моржи не стремятся создавать высокотемпературный микроклимат, плотно прижимаясь друг к другу. А уж во время моего посещения острова здесь была настоящая тропическая жара! Во-вторых, на Чукотке у моржей на берегу немало врагов. Это белые и бурые медведи, а также всякая мелочь, вроде росомах, волков и бродячих собак, а главный враг - чукчи и эскимосы, которые охотятся на лежбищах. За тысячелетия такого соседства тихоокеанские моржи выработали в себе стремление спать тесными компаниями, чтобы быстро отреагировать, если соседи заметили хищника и побежали спасаться в воду. У атлантических моржей после прекращения промысла врагов на берегу почти не осталось. Разве что белые медведи могут побеспокоить лежбище, но пока это происходит чрезвычайно редко, в отличие от Чукотки. По этой причине атлантические моржи вальяжны, беспечны и легко часами дрыхнут поодиночке, даже не поднимая головы для осмотра окрестностей.
Казалось бы, в таких тепличных условиях численность атлантических моржей должны быть очень высокой. Но не тут-то было… Если нынешняя численность тихоокеанского моржа достигает 130 тысяч (при этом с начала 1980-х популяция сократилась почти втрое), то общая численность атлантического на огромном пространстве от Канадской Арктики до Карского моря оценивается всего лишь в 40 тысяч. На Чукотке мне много раз доводилось видеть лежбища, где атлантические моржи, собранные со всего своего ареала, уместились бы дважды, а то и более!
В районе устья Печоры и Новой Земли численность атлантических моржей вообще оценивают в каких-то смешных 4 тысячи. Поэтому неудивительно, что этот подвид занесен во все возможные Красные Книги, в том числе и РФ.
До сих пор многие считают, что численность атлантического моржа была подорвана массовым зверобойным промыслом, которым в течение пяти сотен лет активно занимались норвежцы, голландцы, датчане, англичане, американцы, канадцы и наши поморы, а позже советские зверобои. Если бы все было так просто, то за последние лет 60-70, когда этот промысел почил в бозе, моржей должно было бы расплодиться, что мух. И сейчас бы все арктические моря кишели моржами. Почему я так думаю? Да достаточно просто знать историю тихоокеанских моржей, которые подвергались не менее интенсивному промыслу вплоть до конца 1950-х годов, но после введения разнообразных мер охраны за каких-то 20-30 лет выросли в числе с 60-80 до 250-300 тысяч. Ан нет, численность моржей в Атлантике как была маленькой, так и остается такой, несмотря на Красную Книгу.
Значит, не в промысле дело, вернее, не только в промысле… Полагаю, куда большее значение имеет наличие комфортных для моржей местообитаний с большой доступностью корма и мест для отдыха. В мелководных Беринговом и Чукотском морях таких районов пока предостаточно, в то время как в Северной Атлантике - чрезвычайно мало. Так что некуда тут плодиться моржам, и так живут на пределе. Сколько ни заноси их в Красную Книгу…
И что теперь? Плюнуть и не охранять? Увы, на самотек моржей оставлять нельзя. У них и так маловато благоприятных местообитаний с высокой плотностью корма и глубинами, которые позволяют им этот корм достать со дна. И таких местообитаний может стать еще меньше, поскольку ныне мелководный шельф Баренцева моря накрепко попал в сферу интересов нефтяников и газовиков. Так что, если не контролировать ситуацию, то моржам легко может прийти кирдык. Тем более при такой-то смехотворной численности.
Почти каждый вечер, выходя покурить на крыльцо, я видел огни к западу от острова. И почти каждый день слышал гул разнообразных двигателей. Это светилась и шумела нефтяная платформа «Приразломная», а также обслуживающие ее суда и вертолеты. Да, это та самая показательная платформа «Газпрома»,
которую 4 года назад атаковали гринписовцы, а год назад был устроен
рекламный матч с участием звезд российского футбола. Она расположена всего лишь в нескольких десятках километров от заповедного острова.
Несмотря на ночное время, мне удалось сделать снимок «Приразломной» на обратном пути в Нарьян-Мар
Нефтяники чувствуют себя хозяевами здесь, они рассматривают входящие в состав Ненецкого заповедника острова, как вероятные точки эвакуации людей и техники при неполадках на платформе, проводя учения с заброской и установкой жилых баз. Интенсивность хозяйственной деятельности в этих местах в последние годы резко возросла, и вероятно, будет расширяться в ближайшем будущем, пока этому способствует потепление и сокращение льдов в Арктике.
Вертолет Газпрома прилетал и на остров Матвеев для рекогносцировки и проверки радиосвязи
Если интересы людей и моржей пересекутся на арктическом шельфе, то ясно, кто из них окажется в выигрыше. Поэтому найти возможность сосуществования, при котором и нефтяники будут сыты, и моржи целы - задача трудная и благородная. Дай-то Бог на это сил заповеднику «Ненецкий»…
Продолжение следует…