Кавари-кабуто известны, но были и кавари-сайя. Строго говоря, это мечи эпохи Эдо, отличающиеся многочисленными украшениями, необычной техникой исполнегия сайя - лакировки или формы.
Ибо как нам представляется после просмотра множества фото, дошедшие до нас косирае утигатан эпохи Сэнгоку - Адзути-Момояма отличались простотой и практичностью, это было основное оружие самурая. Тати к тому времени стали большей частью парадными мечами и потому более украшенными.
При сёгунате Токугава все мечи стали практически парадными. Это было не боевое оружие а знак социального статуса. В этом качестве декоративная часть стала не менее важно чем техническая. Тончайшей работы тосогу, скульптурные цубы, изысканная лакировка - фактически аналоги причудливым шлемам той же эпохи.
В музее мечей Бизен, город Осафуне префектуры Окаяма, хранится один из ярких примеров таких «кавари сайя».
Собственно клинок - очень высокого качества, мумеи (неподписанный) так называемый Мусаси Масамуне. Он изготовленив самом начале 14 века знаменитым Масамуне в провинции Сига. Длина - 74,1 см, довольно много для катаны. В течение 14 века шла выработка новых форм холодного оружия, сосуществовали и короткие утигатана и огромные одати.
Меч принадлежал сёгунам Токугава и отмечен в реестре их оружейной коллекции «Киохо мейбуцуто». Токугава Ёсинобу, 15 сёгун, подарил его камергеру императора Мейдзи Ямаока Тессо, от него меч перешёл к активному деятелю реставрации Ивакура Томоми и наконец в музей (фото 1-5).
Косирае совершенно уникально. Во первых тяжёлая квадратная цуба, похожа на цубы тати эпохи Хэйан, явно сознательная отсылка к эпическому прошлому (фото 6-7).
Сайя покрыта кожей с ног журавля и называется «цуруасигавацуцуми». Светлые чешуйки с чёрными прожилками напоминают французские кружева «шантийи» (фото 8).
Интересна так же форма сайя: с расширенным восьмиугольным концом, так назывемая 散鞘殿中鐺打刀拵 , что можно перевести как «меч с косирае в форме шпателя» (фото 9).
Косирае обильно покрыто монами Токугава, аои. Это создание поздней оружейной декоративности хочется назвать маньеристичным, настолько в нём аккумулированы причудливые детали.