Шел трамвай 4 номер... о блокадном трамвае...

Apr 19, 2015 08:15


Долго шел четвертый номер,
На площадке кто-то помер,
Не доехал до конца.
Ламца-дрица гоп-цаца...
блокадная частушка



Это случилось в апреле 1942 года... в блокадном Ленинграда были пушены пассажирские трамваи...
Для Петербурга трамвайное сообщение и теперь очень важно, а уж во времена блокады он воспринимался не как средство передвижения, а как глоток воздуха, надежду на жизнь, он был символом, помогал выжить и вселял надежду.




Часть трамвайного парка была мобилизована для нужд фронта. Уходили в армию мобилизованные и добровольцы, оголялись важные участки трамвайно-троллейбусного хозяйства.

Мужчины уходили на фронт, их заменили женщины и подростки, возвращались на свои рабочие места старые производственники, - те, кто не подлежал призыву. Опыт работы новых кадров приобретался в условиях войны и блокады.

Новеньких учили водить составы и ремонтировать вагоны, они становились кондукторами и слесарями, электриками.

Необходимо было немедленно подготовить вагоны для перевозки раненых, а также приступить к прокладке путей к больницам и госпиталям - больницам имени И.М.Мечникова, имени Нечаева, имени Эрисмана и др.




В трамвайных вагонах для перевозки раненых размещались носилки в три яруса. Вагон имел двери боковые и торцовые для удобства транспортировки носилок. Окна вагонов тщательно задрапировывались шторами и щитками, чтобы и ночью можно было ездить с зажженным светом (светомаскировка). В вагоне были поставлены отопительные приборы, бачки с кипяченой водой. Сопровождающие-кондуктора были снабжены аптечками. Многие из них прошли курсы в медсанслужбе.

В июне-сентябре 1941 года на оборонно-строительных работах вокруг Ленинграда было занято 700 тысяч человек. Четыре тысячи трамваев возили их на оборонительные рубежи.

Весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт. В Ленинграде остался единственный вид общественного транспорта - трамвай.

Из маршрутов были оставлены лишь самые протяженные, например, легендарный номер 4, который начинался на острове Голодай ( ныне остров Декабристов), пересекал Васильевский, проходил по Дворцовому мосту, Невскому проспекту, поворачивал на Лиговку и заканчивался у Волкова кладбища.

Это о нем рассказывали блокадный анекдот:

Встречаются на улице двое знакомых. " Как поживаешь?" - спрашивает один другого. " Да как трамвай № 4 : по Голодаю , по Голодаю - и на Волково".

Трамвай любили, о нем складывали частушки, окрашенные в мрачные тона того тяжелого времени...
Из-за вражеских действий, ограничения лимита потребления электроэнергии из-за блокады города 8 декабря 1941 года трамвайное движение было остановлено.

Дежурный инженер Энергослужбы записал в своем журнале: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08.12.1941. Движение не возобновлялось». Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии, остались на линии и ряд троллейбусных машин. Отныне люди передвигались на работу и с работы пешком.




Есть об этом две ранящие душу строчки в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов».

Трамвай встал. В городе к этому дню было так мало электрической энергии, что пришлось отключить контактную сеть, чтобы не замерзли предприятия, выполнявшие военные заказы.




Трамвай, разрушенный попаданием бомбы на Владимирской площади.

Но 28 февраля 1942 года было снова открыто грузовое трамвайное движение. Пассажиров повезли 15 апреля. Трамваев было так мало, что из прозвали: „Жди меня, и я вернусь“.

Пуск трамвая вызвал ярость и даже панику у гитлеровцев. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

Лев Успенский: «Разве не на твои зеленые искры со злобой и страхом косились фашисты с Вороньей горы весной 1942 года? Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Многие месяцы тебя закрывали холодные сугробы злой блокады, леденившие и наши сердца, а в тот солнечный яркий день 15 апреля ты, как и мы все, вдруг ожил, зазвенел, заискрил и побежал по суровому городу-герою первым вестником грядущей победы“.







Таким был блокадный трамвай внутри...

Инфа и фото (С) разные места интернета.

автомото

Previous post Next post
Up