Попытки перелететь через "железный занавес". Угоны гражданских самолетов из СССР

Feb 22, 2021 19:30




Советский Союз по угонам самолетов в мировой статистике был на ведущих ролях.
До 1991 года включительно, в СССР произошло около 110 угонов, в том числе 24 удачных. Наибольшее число угонов, включая неудачные попытки, произошло в 1990 (33) и 1991 (16) годах. Именно при угоне самолета в 1973 году состоялся самый крупный теракт времен СССР (по числу жертв). Далее самые первые и самые интересные угоны...




8 января 1954 года состоялась одна из первых попыток захвата самолета. Самолёт с 5 пассажирами и 4 членами экипажа на борту Ли-2 (Эстонской объединённой авиационной эскадрильи) выполнял рейс «Ленинград-Таллин». В кабину ворвались вооружённые пистолетами мужчина и женщина, потребовав лететь в Финляндию. Воспользовавшись отвлечением захватчиков, бортмеханик Тимофей Ромашкин бросился на них, после чего с помощью пилотов те были обезоружены и скручены, а самолёт вернулся в Таллин. На следующий день бортмеханик скончался от полученных ран.




5 сентября 1958 года еще одна попытка захвата Avia 14 (СССР-Л2048) Эстонской объединённой авиационной эскадрильи. Самолёт с 11 пассажирами и 6 членами экипажа на борту выполнял рейс «Ленинград-Таллин», когда один из пассажиров через стюардессу передал командиру записку, в которой требовал встречи для переговоров, на что экипаж заперся в кабине. Тогда угонщик стал взрывать в самолёте небольшие заряды, вызвав пожар.

После посадки в Йыхви экипаж и остальные 10 пассажиров эвакуировались, а вот террорист побоялся выходить. В результате лайнер сгорел вместе с оставшимся в нём террористом.

В 60-х самолеты угоняли ежегодно и почти всегда с человеческими жертвами. В 61 году самолет двое террористов пытались угнать самолет даже в новогоднюю ночь. Попытка не удалась, террористов обезвредили на борту силами экипажа, но погиб один человек.

3 августа 1966 года была попытка захвата Ан-2, выполнявшего рейс «Поти-Батуми», тремя вооружёнными преступниками. С помощью манёвров в воздухе пилоты смогли сбить угонщиков с ног, после чего последние были обезоружены остальными пассажирами, а после посадки в Батуми арестованы. Пилоты были награждены орденами Красного Знамени. Вы представляете нечто подобное в наши дни? А в то время это была инструкция сбить террориста с ног пируэтами в воздухе...

Газеты угоны не освещали. Сначала террористов независимо от числа жертв, почти всегда приговаривали к расстрелам, а вот к 80-м стали жалеть и давать даже смешные сроки.

13 марта 1967 года в Туапсе бывший пилот гражданской авиации, а в прошлом и военный лётчик Павел Скрылёв, забравшись в пустой Ан-2 (СССР-04959) вылетел на нём в сторону Турции. Однако над нейтральными водами он был сбит советским истребителем МиГ-17. Это единственный известный случай уничтожения пассажирского самолёта при попытке угона из СССР.




В 1970 году был совершен первый удачный угон. 15 октября отец и сын Бразинскасы угнали в Турцию самолёт Ан-24Б (СССР-46256), выполнявшего рейс Батуми-Сухуми. При захвате экипаж получил огнестрельные ранения, в результате чего погибла стюардесса Надежда Курченко. Первый успешный угон советского пассажирского самолёта.

Как недобитые фашисты литовцы Бразинскасы угнали самолет и их судьба...




В 1973-м году в Чите произошла катастрофа когда экипаж для предотвращения захвата судна применил оружие. Пуля случайно попала в топливный бак и самолет взорвался.

С 3 января 1973 года в Советском Союзе угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления.

23 апреля 1973 года была попытка захвата Ту-104Б (СССР-42505), выполнявшего рейс Ленинград- Москва, одним угонщиком. Угрожая бомбой, пассажир Иван Бидюк требовал лететь в Швецию, но экипаж принял решение вернуться в Ленинград. При посадке террорист взорвал бомбу, в результате чего погиб он сам и отвлекавший его бортмеханик Викентий Грязнов, а самолёт получил критические повреждения, но экипаж сумел его посадить. Члены экипажа были представлены к государственным наградам (командир и погибший бортмеханик были удостоены звания Герой Советского Союза).




КРУПНЕЙШИЙ ТЕРАКТ В СССР состоялся 18 мая 1973 года при попытке захвата Ту-104А (СССР-42379), выполнявшего рейс Иркутск-Чита. Авиалайнер был взорван и все пассажиры погибли. Чингис Юнус-оглы Рзаев, пронеся на борт бомбу, требовал изменить курс в сторону КНР, на что сопровождающий рейс милиционер Ёжиков выстрелил ему в спину, после чего произошел взрыв бомбы. Взрыв мощностью почти 6 кг в тротиловом эквиваленте разорвал авиалайнер на части, при этом погибли все 72 пассажира и 9 членов экипажа.

2 ноября 1973 года самолёт Як-40 (CCCP-87607) с 28 пассажирами и 3 членами экипажа на борту выполнял рейс Москва-Брянск, когда был захвачен группой из четырёх мужчин, вооружённых огнестрельным оружием. После возврата в Москву и посадки в аэропорту Внуково угонщики отпустили часть пассажиров, а за оставшихся потребовали выкуп - полтора миллиона долларов и беспрепятственный полёт до Швеции. Самолёт был освобождён в результате штурма отрядом милиционеров, при этом погибли 2 угонщика. Первый случай штурма захваченного самолёта на территории СССР.




23 сентября 1976 года, бывший военный лётчик В.И. Зосимов, угнал пустой Ан-2 в Иран. Под давлением СССР, пилота и самолёт через два дня вернули на родину.

В 1983 году даже священники угоняли самолеты...
Как грузины самолет за бугор угоняли и устроили перестрелку в самолете

8 марта 1988 года состоялся наверное самый знаменитый советский угон самолета - захват Ту-154Б-2 (СССР-85413), выполнявшего рейс Курган-Ленинград, семьёй Овечкиных (11 человек), пронёсших на борт огнестрельное оружие и взрывчатку.




Угонщики потребовали следовать в Великобританию, на что экипаж произвёл посадку на аэродроме Вещево, выдав его за посадку в Финляндии. В ходе последовавшего штурма милицейскими отрядами некоторые Овечкины застрелились, перед этим взорвав бомбу. Всего погибли 9 человек: 5 угонщиков, стюардесса Тамара Жаркая и 3 пассажира; самолёт сгорел.

Как не стоит поздравлять маму. В этот день семья Овечкиных захватила самолет и пыталась бежать



Самолет Ту-154, который разрушился после пожара.

Захват самолета заключенными и полет из СССР за возмездием




24 декабря 1990 года состоялся курьезный угон, если так можно сказать... Ил-86 с 351 пассажиром на борту выполнял рейс Москва-Сочи, когда пассажир Джугелия угрожая бомбой потребовал, чтобы после дозаправки в Сочи самолёт направился в Лондон. В Сочи самолёт был освобождён спецназом, а проверка показала, что бомбой оказались завёрнутые в пакет произведения Ленина...

Было и две попытки угнать советские самолеты за границей. 27 февраля 1979 года самолет Ту-154 Аэрофлота, совершавший рейс из Осло в Москву с посадкой в Стокгольм-Арланда был захвачен тремя террористами. Террористы были арестованы в Стокгольме. Другой наш самолет пытались угнать в Африке.

Часще всего угонщики требовали улетать Швецию и Турцию. Только в одном 1990 году в СССР было зарегистрировано 32 попытки угонов самолетов. Пытались угнать почти каждую неделю. Было страшно летать )) Наверное это мировой рекорд. Нужно было подождать всего год и свободно валить из СССР на все четыре стороны. Несмотря на очевидный кризис в стране, 1990 год был последним годом золотого времени гражданской авиации - в России перевезено авиапассажиров в 5,5 раз больше, чем в КНР, а уже в 2009 г. - в 5 раз меньше...

Угоны наших военных самолетов - отдельная песня. Были и такие... самые знаменитые ниже под ссылками.
Как советский предатель Зуев угнал истребитель в Турцию с помощью торта
Предатель Беленко. Повесть о НЕнастоящем человеке или побег с самолетом

Инфа и фото (С) интернет.

авиация, ложка дегтя, трагедия

Previous post Next post
Up