композитор Ламберт

Jan 11, 2022 11:31

Сегодня я не рискну озаглавить "просто Ламберт". В отличие от Баха, Бродского, Дягилева, Пастернака (и других, сокращённых до минимума идентификаций известных людей), фамилия Ламберт ассоциируется прежде всего с актёром Кристофером Ламбертом. То есть, "Ламберт" = Кристофер Ламберт (Маклауд из фильма "Горец"). Проверка гуглом даёт ещё более отдалённый результат: выше всех вымышленный персонаж компьютерной игры. Кроме него и горца на первой странице: аэропорт с таким названием, подросток из книги Достоевского и старинные графы-герцоги с таким именем (все вместе, там же перечислены люди без титулов с такой фамилией (в)), а также австралийский живописец Джордж Ламберт.



Автор портрета 11-летнего Константа - его отец Джордж.

Этот живописец был отцом Константа Ламберта (1905-1951), английского композитора, дирижёра, джазмена, сыгравшего важную роль в становлении английского балета как значимого художественного движения (в). Родился будущий композитор в Лондоне, там же получил образование. В 1925 двадцатилетнему композитору Дягилев поручает написание музыки к балету "Ромео и Джульетта". В 1927 году труппой Нижинского поставлен его балет "Помона". Был одним из основателей Королевского балета вместе с Нинет де Валуа (1931): Founder Musical Director was the conductor and composer Constant Lambert who had considerable artistic as well as musical influence over the early years of the company. (w) В 1948 году написал музыку для британского фильма "Анна Каренина" с Вивьен Ли (режиссёр Жювьен Дювивье). Умер в 1951 году от пневмонии и диабета, осложненного острым алкоголизмом. Похоронен на Бромптонском кладбище в Лондоне. (в)

Кладбище королевское и входит в Magnificent Seven = Великолепную Семёрку (в), потому захоронение весьма почётное - условно говоря, "почти" как в Вестминстерском Аббатстве (там похоронен Гендель) или Соборе Святого Павла (там похоронен Бойс). Последнего, кстати, стоит здесь упомянуть. Ламберт много сделал для популяризации его музыки, восстановил интерес к практически забытому имени спустя полтора века после его кончины (в) О музыке Уильяма Бойса уже была у меня краткая запись в 2017 году (чистое барокко), там была короткая симфония Бойса №1 (три части, но всего 6 минут! ). Причём, запись появилась раньше, чем прозвучала первая часть симфонии на свадьбе Гарри и Меган в 2018 (что придало этой музыке дополнительную популярность). Ламберт, как видите, не только сочинял свою музыку, но и популяризировал музыку предшественников (забыли бы Бойса и на королевской свадьбе играли бы какую-нибудь другую музыку).

Музыка Ламберта в целом соответствует его эпохе. Чувствуется влияние Гершвина, Стравинского, Шёнберга. Но также Ламберт обожал Листа, Шабрие и других романтиков, в том числе русских, а также музыку эпохи барокко.

image Click to view


Картина Фернана Леже, Строители с Алоэ (суккулент в правом нижнем углу).

Концерт для фортепиано и девяти инструментов написан в 1930-31 и посвящён Питеру Уорлоку (в). Премьера состоялась в декабре 1931, солировал Артур Бенджамин, дирижировал сам Ламберт. Нашёл отличную запись концерта в итальянском исполнении: Harmonia Ensemble, дирижер Джузеппе Грациоли, за роялем Алессандро де Куртис. В концерте три части, но смотрите - это не привычная классическая форма - названы они по-французски с подчастями (темпы) на итальянском. "Лугубре" в финале можно перевести как "похоронный" (типа "граве"), за ним идёт более привычный "ленто" = медленный. Зато во второй части варианты анданте и аллегро, а в первой живое "анданте эспрессиво" с кодой, каденцией и аллегро.

1. Ouvertüre (Allegro - Cadenza - Andante espressivo - Coda)
2. Intermède (Andante recitando - Allegro scherzando - Andante tranquillo - Allegretto non troppo)
3. Finale (Lugubre - Lento)

Считается, что Ламберт был прототипом персонажа одного из томов «Танца под музыку времени» Энтони Поуэлла.

информация, язык, смерть, инстинкт, творчество

Previous post Next post
Up